Переселенческая традиция в фольклоре побережья Самарки

Нашел любопытную диссертацию, посвященную фольклору побережья Самарки (исследуется территория между Бузулуком и Самарой)

Автор  — Наталия Бикметова, преподаватель Самарской академии культуры и искусств, соискатель в Саратовской консерватории изучила не только музыкальное творчество в поселениях вдоль Самарки, но и посмотрела как и когда заселялась эта территория.

Ее выводы:

Наталия Бикметова

Эта территория была самой русской в Самарской губернии (процент инородцев в 1851 году составлял здесь всего 7%). Для сравнения Самарский уезд — 10,3%, Николаевский — 14,4%, Бугурусланский — 42%, Новоузенский — 46,7%, Бугульминский — 74,2%»

Динамичное заселение этой части Заволжья началось лишь в 30-е годы XVIII века со строительством Самарско-Оренбургской засечной черты. На линии возникли крепости: Красносамарская, Борская, Ольшанская, Бузулукская и другие. Тогда же здесь, возникли селения, основанные русскими однодворцами. К их числу относятся Бобровка, Спиридоновка (Кинельский район), Тростянка. (Богатовский район).

2. Начиная с середины- XVIII века, правительство рядом поощрительных мер вызвало расширение в регионе помещичьих землевладений и массовый перевод на постоянное место жительства государственных крестьян из центральных и южных губерний России. «В 1799-1811 годах в район Самарско-Оренбургской оборонительной линии прибыло более 14 тыс. душ из Рязанской, Пензенской, Тамбовской, Воронежской, Курской губерний. В основном этот поток состоял из государственных крестьян»

С конца XVIII до середины XIX веков в районе Самарско-Оренбургской засечной черты переселенцы из центра и юга России основали крупные села: Парфёновка (Кинельский район), Утёвка, Покровка (Нефтегорский район), Богатое, Фёдоровка, Кураповка (Богатовский район), Спиридоновка (Волжский район) и другие. В этих селениях до нынешнего времени сохранились фольклорные традиции, имеющие черты самобытной волжской стилистики.

3. Третий путь заселения связан с вольными крестьянскими миграциями начала XIX века. В район побережья реки Самары, входивший в состав Бузулукского и Самарского уездов, потоком хлынули крестьяне Черноземья России, бежавшие от аграрного кризиса, малоземелья и голода. «По Бузулукскому уезду особенный прилив наблюдается в промежуток между 7-й и 8-й ревизиями (1816-1834 годы), когда в уезде появилось 160 новых поселений (40% от общего их числа). Большинство переселенцев являлось из Тамбовской губернии. В Бузулукском уезде тамбовцами было основано сто шестнадцать деревень; считалось, что Тамбовская губерния отдала Самарской земле не менее одной, трети своего населения» [Преображенский, 1923, с. 56].
Бикметова пишет: В результате взаимовлияния народных традиций переселенцев на исследуемой территории возник самобытный фольклорный стиль, очагом которого можно считать культурное пространство русских сел побережья реки Самары.

Акульшин

Эту культуру в 1920 годы описывал небезызвестный Родион Акульшин, а после войны народно-певческое в этих местах изучала группа ленинградских фольклористов, входившая в состав экспедиции Сектора народного творчества ИРЛИ (Пушкинский дом) АН СССР. Работа проводилась в 1948, 1953 и 1954 годах в нескольких районах Куйбышевской области, в том числе в Нефтегорском (бывшем Утёвском) и Богатовском.
Бикметова приходит к выводу, что самарская свадьба — многоэтапное свадебное действе поздней переселенческой традиции. В наши дни происходит угасание этого самобытного ритуала. Разрушаются традиции и из современной народной праздничной культуры он ушел.

Что называется осели.  Только то всего два столетия прошло, а традиции потеряли.

Хотя чего мы хотим, если в своей диссертации другой исследователь Наталья Байдакова  подробно рассказывает как происходила ассимиляция мордвы Тамбова — так что русскими переселенцев из Тамбовского края можно считать чисто условно, это были новообращенные христиане, неофиты, решившие считать себя не мордвой, а русскими, потому что так было просто удобней. Какое уж тут сохранение традиций!

8 responses to “Переселенческая традиция в фольклоре побережья Самарки

  1. А как, собственно, могли появляться эти поселения? Ведь земли уже были распределены по владельцам, селениям, назначению.

    • часть земель в том же современном Богатовском районе была выкуплена у башкир помещиками (говорят очень дешево)

      часть относилась к казачьим землям (поначалу у Крепости в нынешнем Кинельском районе были огромные угодья)
      часть относилась к казенным землям — те же однодворцы расселялись на них

      а вообще не зря же Малышевку еще Башкиркой называли — за что там башкиры там так упорно бились, Алексеевскую крепость осаждали? думаю за землю

      • После пугачёвского восстания прошло 60 лет, какая, в баню, Алексеевская крепость в 1830-е? В крае было достаточно населения и хозяев земли, неужели они не были против раздела их лугов, лесов и пастбищ на новых едоков?

        • башкирские восстания 1720-1730 годы
          какое население в 1830 годы????
          посмотрите карту времен Екатерины II — поселения в Заволжье вдоль Самары и Кинеля — их были единицы, очень редкозаселенная территория

          заселен был север и то потому что там чуваши и татары испокон веков жили

          а на юге старообрядцы и немцы с конца 18 века

          Самара была как Дикий Запад, в роли индейцев — башкиры

          Самарский уезд Симбирского наместничества 1780 год — 127 селений — 17808 душ, в 1812 год уезд дал всего 1200 ополченцев — это что много???

          население губернии выросло только в конце 19 века

        • еще нашел: после башкирского восстания 1739- 1740 годов были казнены 16634 человека, высланы в прибалтику 3236 чел, вывезены из башкириии и розданы помещикам 6704 чел.
          десятину (1,1 га) можно было купить у башкир за 10-15 коп.
          надворный советник Богданов в 1746 году купил у башкир за 100 руб. серебром 33 тыс. гектаров На этих землях потом основали села Богдановка, Алакаевка, Запрудка, Путиловка. Н. Сарбай, Николаевка (История Междуречья, 2011 год)

        • Межевая инструкция Сената для государственных крестьян предусматривала надел в 15 десятин для переселенцев на незанятые участки

          это вам не современная Россия, где чиновники удавят человека за сотку

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s