Как тонула площадка Речпорта

Рисунок М. Черемных «Засамарская слобода под водой», 1926 год

Совершенно пустые разговоры сторонников Юрия Артякова о том, что Самарский Речпорт надо снести, чтобы на его месте построить стадион для мунидиаля НИКОГДА не подкреплялись никаким исследованиями по гидрологии и прочими  изысканиями.

Зато, всегода при обсуждении этой темы появляляся черт из табакерки — Буслов и начинал в духе сектантов комолить: порт должен быть снесен.

Рисунок М. Черемных «Поселки Кавказ, вдалеке Новый Оренбург затоплены», 1926 год

Между тем, соврешенно незамеченными оказались исторические раскопки краеведа  и просто замечательного человека Павла Попова, который раскопал уникальные свидетельства о том, как площадка нынешнего Самарского Речного порта, планируемая под стадион, уходила под воду в начале 20 века.

Тонула вместе со всеми учреждениями, которые на ней находились (раньше эта территория называлась косой и Шепновкой).

 Как живет набережная

Наводнение по губернии

В Ставропольской волости затоплено пять селений. В селах русской и мордовской Барковках, Федоровке, Зеленовке и Никольском залито водой 600 десятин посева. Берег Ставрополя размывается. В Ставрополе ощущается нужда в спасательных средствах.

200 домов под водой

Рисунок М. Черемных «Затопленные дома у Набережной реки Волги по Вилоновскому спуску», 1926 год

В селе Владимировке и Екатериновской волости затоплено 200 домов. Люди эвакуированы в безопасные места. Гриигорьевская мостовая гать подмывается. Предупредительные меры приняты.

Наводнение в Красноярской волости

Поселок Луневский совершенно затоплен, погибло несколько голов скота. В селе Красный Яр затоплено еще 20 домов; продолжается дальнейшее затопление посевов.

Воскресенская волость отрезана от Самары

Сухопутное сообщение с Самарой прервано, дамба у деревни Подстепновка затоплена. Мост находится под угрозой снесения водой. В деревне Преображенке затоплено 70 домов. Деревня Подстепновка залита вся — под водой 700 десятин посева. В селе Воскресенке затоплено 15 домов. Дамбы на станциях Липяги и Пугачев также затоплены. В селах Русские и Мордовские Липяги часть селения затоплена, есть разрушения домов.

Обшаровская волость затоплена

Рисунок художника А. Волкова «Витязь на распутье»
Небывалая весенняя прибыль воды.
Возобновлено пароходное движение. На деревьях распускаются почки, а в пору запасаться галошами.

Член Обшаровского ВИКа, приехавший по делам в Самару, тов. Борисов рассказал:
— У нас, в северной части волости наводнением затоплены посевы Нижне-Печерского, Березовского и четырех поселков села Верхне-Печерского. Положение с посевами сел Верхне-Печерского и Александровки ежечасно находится под угрозой затопления.
В настоящее время, — сказал товарищ Борисов, — вероятно, большая часть посевов этих сел уже затоплена. Кроме того, поселок «Брательники» и «Кочки», когда я уезжал из волости, население покидало и временно перебиралось в Нижне-Печерское и Березовки.
Все частновладельческие лодки по волости переданы в распоряжение милиции. Скот, как рабочий и молочный, так и мелкий, населением Нижне-Печерского и других поселков заблаговременно переправлен на обшаровские поля, в 15-ти верстах от наводнения. Гибели скота не наблюдалось.

У Сызранского моста

Высота подъема воды под Сызранским мостом 19 мая 1926 года равнялась 1233 сантиметра. В виду того, что большие пароходы не могут пройти под мостом, перевозка пассажиров и товаров производится на меньших пароходах, которые проходят до Сызрани, где передают пассажиров и груз на большой пароход.

Железнодорожное сообщение с Москвой прервано

На 103 версте путь залит. Заместитель уполнаркомпути сообщил, что железнодорожная линия на перегоне Самара-Кряж-Липяги на 103 версте вчера затоплена. Вода не перестает прибывать. Вчера вечером на этой линии прекратилось движение поездов. С сегодняшнего дня 20 мая поезда на Москву будут направляться по Волго-Бугульминской железной дороге через Симбирск.

Как ехать на Москву

Вследствие прекращения сообщения с Москвой по железной дороге, наблюдается большой наплыв на пароходы. Перевозка таких пассажиров производится только до Батраков, так как оттуда они следуют по железнодорожному пути. Вчера утром на пароходе «Воронеж» до Батраков поехало 350 человек. Вчера же вечером ушел пароход с такими же пассажирами.

Набережная реки Волги между Ленинградской и Льва Толстого 17 мая 1926 года затоплена вместе с тротуарами вплоть до домов. В некоторых местах вода хлынула во дворы. Жители выезжают на лодках прямо со двора на Набережную. По Некрасовскому спуску и Льва Толстого вода в двух-трех саженях от Казанской улицы (А. Толстого). Баня Чаковского затоплена почти наполовину. Между улицами Венцека и Ленинградской затоплен первый от Набережной квартал.
Трамвай продолжает ходить, останавливаясь за полквартала до Ленинградской. Остальной трамвайный путь затоплен. Около пристаней большое оживление: ставятся однотипные круглые киоски для продажи прохладительных напитков, строятся новые будки, губпотребсоюзная лавка временно забита, так как залита водой. Ежедневно на берег высыпают толпы народа. Около самой воды расположился ряд будок с продажей хлеба

14 responses to “Как тонула площадка Речпорта

  1. Все эти картинки сделаны до постройки Жигулевской и Саратовской ГЭС и для оценки возможных паводков в настоящее время всерьез восприниматься не могут.

    • А как же обильные половодья 1979 и 2005 годов?! При уже построенных ГЭСах.
      Для должного обеспечения безопасности крупного спортивного объекта неободим многократный запас прочности, в т.ч. и в вопросах ГО и ЧС(к которым и относится угроза затопления/подтопления)!

        • По цифрам сейчас не скажу, хотя видел графику у руководителя Управления (режимами водосброса) «РусГидро». Думаю, что спецу по программированию, коим Вы, наверняка, являетесь, не составит особого труда найти эти сведения у них на сайте.
          А по личным ощущениям — в 1979 г.была подтоплена ул.М.Горького, уровень которой явно выше площадки Самарского речпорта. В 2005г. Ваш покорный слуга собственноручно перемещался на весельной лодке между домами баз отдыха на Проране, т.е. уровень был свыше 33 м.
          Никита, река — это стихия, которая не прщает ошибок и недочетов.

          • Мне, честно говоря, влом искать. А вот вы могли бы использовать эти цифры при доказательстве своей правоты. Обычно цифры оказываютс красноречивее слов. Хотимский в своём комментарии в блоге Матвеева привёл две цифры: отметка верха причала — 35,5 м и отметка пика половодья в 1926 г. — 36,8 м. Осталось узнать максимальную отметку пика половодья в эпоху ГЭС. Если она окажется выше причала — это будет уже достаточно серьёзный аргумент против стадиона.

          • Вот ленивые вы, компьютерщики! Это ж ваша стихия — виртуал… А мы, люди приземленные, пешком да на веслах бытие познаем.
            Постараюсь созвониться с РусГидро по этой теме. Тем более надо обязательно поблагодарить руководителя вышеупомянутого Управления за выполнение им обещания по решению вопроса с недопущением резких сбросов воды в половодье у г.Самара (как в прежние годы). Уровень воды стоит более-менее стабильно, рыба отнерестилась, икра превратилась в мальков.

          • Никакой не виртуал 🙂 Так же пешком и ещё на общественном транспорте:) На веслах — тоже бывало 🙂

  2. Думается мне, что статья непоказательна, уровни воды несколько изменились после строительства каскада гэс. Как уровни увеличились, так и система управления паводком появилась.
    Справедливости ради, конечно стрелка вся затапливается. Уровень критического затопления для самары — 38,5 м (типа авария гэс), высоты на стрелке — около 30 ( в смысле максимум 30). Отметка 40 м появляется только на Кутякова.

  3. Игорь пусть строят что хотят всеравно при смене власти этот речь порт превратится обратно в речь порт

  4. Да. Для того, чтобы построить стадион на месте речпорта, будет необходимо укреплять и защищать от паводка берег подобно набережной. Лишние для Самары расходы. ЗиМ-овская же площадка, например, защищена еще в советское время и находится гораздо выше уровня Волги. Это мое мнение — обывательское.
    А так, конечно, согласен, нужно привлекать специалистов гидрологов-гидрографов и почвоведов к исследованию как береговой линии, так и собственно почв на месте речпорта. Об этом, кстати, еще давно где-то говорил Ваган Гайкович Каркарьян.

  5. у нас привлекают тех специалистов, которые дают положительные заключения ))
    ну если по теме затопления, то как вы сами писали — это было в начале 20 века, когда еще не был построен каскад плотин на Волге!
    В настоящее время уровень в Саратовском водохранилище, как и в других водохранилищах, которые образовались в результате строительства плотин…
    В советские времена в условиях плановой политики и отсутствия опыта шлюзы по команде из Москвы открывали разом и после снежных зим бывало, что набережную подтапливало на короткое время…. но сейчас политика другая и мониторинг ведется каждые сутки, и решение принимается исходя из реальной ситуации на водохранилище, а не по плану!

    • В 1979 году расход воды превышал средний в несколько раз, тут решай-не решай, а спускать надо, если не хочешь, чтобы плотина не выдержала.

  6. Пахарь.Кстати, сегодня по радио сказали, что найдены площадки для строительства нового самарского Ипподрома — Самарское Заречье и Красный Пахарь. Выбраны как максимально отвечающие параметрам строительства крупного спортивного объекта.
    Что лишний раз выявило гнилую сущность Великих и Ужасных «Прожектеров Мундиаля».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s