Самара философская

Александр Шестаков

Каково быть философом в Самаре и вообще, каково сегодня их бытие, когда они перестали быть частью номенклатуры? Эти вопросы я адресовал доктору философских наук, заведующему кафедрой философии естественных факультетов Самарского госунивера, председателю докторского совета по философии Александру Шестакову.

— Философская Самара – сложилась благодаря профессору Вадиму Борисову, но самарцы немного, что знают о нем. Расскажите о Борисове.

— Первые философы появились в Самаре летом 1917 г., когда в нашем городе по решению губернского земства был открыт пединститут. В тот период сюда выписали из Казани известного философа Владимира Ивановского. Но философы на самарской почве доработали только до 1922 г., когда закрылся первый университет. Затем философия в Самаре появилась в вузах уже после войны в виде некой схемы марксизма-ленинизма.

Вадим Борисов прошел сложный путь провинциала. Мой земляк из Бузулука, закончил одну со мной школу №6. Его отец был завотделом агитации в райкоме, мать — учительница. В 1944 г. Борисов поступил на философский факультет МГУ хотя был очень всесторонним человеком и перед ним тогда стоял выбор — стать философом или музыкантом. Вадим Николаевич изумительно пел. Вот такое стечение культуры эстетической и логической — в этом плане Борисов был похож на известного русского философа А. Лосева. Тот тоже был и эстетом и писал работы по философии математики. Борисов — классический русский интеллигент, очень сдержанный, скромный, говорил мало и только по делу. И даже больше молчал — в этом молчании был отпечаток его жизненного опыта. Был он не особенно общительным человеком и со стороны мог казаться «букой» Но это только для тех кто его не знал. У него не было сотен друзей, а учеников было много.

Борисов

На Волгу Борисов приехал из Новосибирска, где был завкафедрой философии университета в тот период, когда там создавался Академгородок, работали великие математики. Только в Сибири с его кафедры вышло 7 докторов наук в т.ч. В.А. Конев. В Сибири, когда там трудился В.Н. Борисов были созданы инкубаторные, демократичные условия для профессионального роста, за счет свободного общения философов с естественниками. В Куйбышев в 1970 г. Вадим Николаевич приехал первым философом, имеющим, в прямом смысле слова, профессиональное образование, строго классическую логическую школу философии, а потом через него прошли те люди, которые сегодня в Самаре составляют основное ядро философии.

— Можно сказать, что при Борисове Самара стала философским центром?

доктор философии Сергей Лишаев

— 5 апреля 1985 г. в университете начал работать первый в Поволжье докторский совет по философии, такого не было ни в Горьком, ни в Саратове. Он был создан Вадимом Николаевичем. Это был региональный совет, сюда входили ученые из Казани, Ульяновска, Саратова. Всего в совете прошло около 50 докторских диссертаций, защищались ученые из Нижнего, Перми, Уфы, Казани, Саратова, Волгограда, Москвы, Иваново.

— Имя В.Н. Борисова в общесоюзном контексте звучало как имя философа Мераба Мамардашвили?

— По уровню значимости они сравнимы, но как ученые диаметрально противоположные. Борисов был склонен к анализу конкретных научных проблем, в этом плане он классический ученый. Мераб Мамардашвили — более ярок в личностном эмоциональном плане — «шестидесятник».

первый учитель Звоновского - доктор философии Роберт Таллер

— Каково сегодня положение философии в Самаре?

Борисов умер 20 июля 1997 г.. Это была серьезной утратой, еще и потому что после его смерти в Самаре из жизни ушло много докторов философии.

В 2000 годы в самарской науке объективно произошла смена поколений и серьезное положение в науке не только, потому что изменилась социальная ситуация. Изменился и человеческий потенциал. За последние годы он не стал лучше.

Еще один ресурс посвященный философии в Самаре создан при поддержке Самарской гуманитарной академии .

15 responses to “Самара философская

  1. Все эти «философы» развивали и преподавали не философию, а МЛФ. Неглупые люди, но 100% циники. От Таллера слышал в конце семидесятых: «Можно всю жизнь вешать лапшу на уши и за это еще и деньги получать». Где-то у меня в блоге есть и про него, и про Научный Коммуниз в исполнении Сосниной, и про Историю ВКПб с Политэкономией. В самом начале 90-х видел стычку на дачной платформе препода математики с преподом МЛФ. Дело до драки дошло. Математик отбуцкал псевдофилософа, матерясь и крича: «Это тебе за детей, которым ты всякую херню про коммунизм втирал!» А я тогда подумал, что же со всеми этими философами будет? Уверен был, что им запретят работать в школах и вузах. Ошибался…

    • Борисов и Шестаков — диаматчики, в универе всегда отделяли диамат (где логика) и историю философию от «м-л» исторического материализма, который «преподавал» Арончик

      • Все верно. Диалектический материализм — основа марксизма. Все они были преподами кафедры МЛФ и Научного Коммунизма )) Коммунистические попы. А наука их — коммунистическая теология.

  2. Ох, хорошо я Шестакова помню!
    Этот …. преподаватель… мне очень грамотно сказал, когда я пришел получать допуск на кандидатский минимум: я, говорит, «поставлю Вам допуск, если Вы поможете материально одной некоммерческой организации, занимающейся разработкой современных вопросов философии». Тьфу. Дело было лет 15 назад, так что уже всё зарубцевалось.Денег я не дал. Нажали по партийной (той, настоящей Партии линии).
    В общем, если после поста о А.В. Мальцеве (зав. кафедрой оснований и фундаментов) я стал регулярным читателем этого сайта, то теперь наверно отпишусь от него…. А жаль.
    ЗЫ к комментам: ничего он никогда не отделял. Гонял по колхозам с лекциями о М-Л, зашибал бабло.
    ЗЫЫ: такие вот ******* и вскормили наших нынешних «руководителей» и «отцов отечества». А кандидатскую я так тогда и забросил, хотя философию сдал (по партийной линии).

    • Сергей, с этой стороны никогда не сталкивался с Шестаковым, но поставил его интервью из-за уникальных воспоминаний о Вадиме Борисове, который реально был нормальным ученым

  3. О Борисове надо было спрашивать у того, кто с ним работал еще в Новосибирске и, кстати, жил с ним на одной лестничной площадке в Самаре. Это проф. В.А.Конев. Именно он много лет председательствует в совете по защитам, а не Шестаков, который там оказался по недоразумению, и, слава Богу, не надолго.
    Шестаков и философская Самара! Вы с ума сошли? Это оксюморон. Шестаков даже марксистом-то не был. …Тупой взяточник, который присвоил себе имя «ученика Борисова». Борисов создал совет для защиты, а Шестаков пытался использовать его для продажи.

    • а это преступленье — не быть марксистом?
      насчет Шестакова, честно говоря, удивлен
      и еще разве плохо, что один человек вспоминает про другого — хорошее?

  4. Быть марксистом — ни в коем разе не преступление. Борисов, например, был творческим марксистом, как Ильенков или поздний Лосев, да и многие другие уважаемые люди (от Лукача до Альтюссера). Вспоминать о хорошем человеке хорошее — в этом тоже ничего плохого нет. Плохо, когда под вывеской «философия» или «Я и Борисов» симулируется некая деятельность. Тем более плохо, когда симулянт становится неким «лицом» философской Самары. О значимости фигуры на философском ландшафте лучше всего говорят публикации, а не «воспоминания» о значимой фигуре на этом ландшафте. Тем более, что они не аутентичны в смысле реального отношения к биографии. То же самое о Борисове могут сказать многие другие. Поэтому логичнее было бы, взять интервью у того, кто имеет прямое отношение к Новосибирской школе и Борисову лично.

    • а как насчет Электронного философского журнала, который Шестаков начал???
      можно узнать, что с ним и как?
      а аспиранты Шестакова? кто они?

  5. Журнал такой был, но кажется почил в Бозе, и кажется оч. давно, лет 15 назад ИМХО.
    И это понятно. Для того, чтобы вести журнал, тем более не на коммерческой основе, нужны неуемная творческая энергия и большая административная работа. Чтобы такой журнал существовал, нужно сколачивать вокруг себя академическую общественность, быть в определенном смысле лидером
    на этом поприще. Проще говоря, быть творческим самому.
    Это получается (плохо или хорошо — не мне судить) пока лишь у одного человека в Самаре — Лишаева С.А., который тянет аж два периодических журнала: «Вестник самарской гум. академии» и «Mixtura verborum». Я думаю, что как раз его в «ученики Борисова» было бы записать проще, хотя сам он будет открещиваться.
    С аспирантами Шестакова не знаком. И последнее: наследовать кафедру и интеллектуальную традицию — не одно и то же.

  6. Если оценивать по гамбургскому счету, то научных школ в Самаре нет. Их и в России то почти нет. В Самаре есть отдельные профессиональные сообщества. Это гос университет (кафедра Конева), которая собирается открывать специализацию на базе Социологического факультета и Самарская гум. академия, (Лишаев). где есть (пока еще) философское отделение.
    Есть отдельные фигуры, типа Таллера или Филатова, которые в одном числе и которые собственных сообществ не образуют в разной мере тяготеют к названному центру.
    Сайт Лишаева «Философская Самара» в общем-то отображает эту ситуацию (СамГУ в смычке с СаГА).
    Есть статья питерского социолога В. Семенкова в «Кредо Нью»
    http://credonew.ru/content/view/458/57/
    Он много напутал в плане содержательной оценки интеллектуального состояния местных философов, но в целом подчеркивает их высокую проф. планку. Хотя допускает много некорректных суждений. Например, он пишет «…Не случайно книга В. Лехциера была переиздана, а книга Разинова — нет».
    Монография Разинова «Я как объективная ошибка» не только была переиздана (что не показатель вообще), но попала в номинацию конкурса «Лучшая книга года», проводимого Институтом философии Российской академии наук. Там всего две провинциальные фигуры, что какой-никакой, а показатель.
    http://www.russ.ru/pole/God-za-tri
    А главное, что никакого духа марксизма там нет, как и духа антимарксизма. Скорее структурализм и постмодернизм (или пост-постмодернизм)

    • недавно на площади Славы со знакомым молодым журналистом встретили аниматора переодетого собакой — журналист потом говорит — тоже на социолога учился (он сам закончил соцфак)

      если поговорить с блогерами, те из них кто учился в 1990 гг. на гуманитарных факах — сейчас жалеют о полученном образовании, хотя пока они учились были на высоте — им внушалась идея о некой их предназначенности
      вот так, а какова востребованность философов?

      ИМХО даже богословы более практично приспосабливаемы сегодня, чем философы

      • О богословской традиции в России говорить не приходится.Это в европах. А у нас попы, а не богословы. А попы во все времена были устроены, ибо «каждому по вере его». Что касается гуманитарного образования в целом, то тут не все однозначно. У юристов и экономистов, историков и филологов разные оценки качества образования. Я вот естественник и тоже не доволен. В 90-е государство кинуло образование на произвол судьбы. Вот и получили в качестве высшего — продвинутое среднее. Это вообще системная проблема. Сегодня образование — не ценность даже в вузе.
        По поводу востребованности философов ничего не могу сказать. Кто-то из немцев 19 века сказал «Не каждый немецкий город может позволить себе философа». Советская система вузовского образования наплодила философов=идеологических работников. Идеологическая система рухнула, а система образования и кадровая политика осталась. Вот и получился переизбыток кадров, именуемых «философами». Для столь нефилософского (слабогуманитарного, читай, исторически мещанского) города, как Самара — это слишком много, вот и маются они за гроши, если взяток не берут…как некоторые, что вообще без убеждений.

        • смотрите — не было интервью Шестакова, не было бы этого содержательного разговора
          ИМХО ваши слова — очень хорошее дополнение, если человек заинтересуется этой темой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s