В Путей сообщения научат богословию

протоирей Лескин научит железнодорожников теологии

Видимо, плох железнодорожник, не знающий богословие, для инновационной России.

Это что за специалист такой? Разве можно представить, чтобы в научных и высокотехнологичных центрах Америки и Европы были специалисты, не понимающие роль церкви в истории.

И как только атеисты запустили Гагарина в космос 50 лет назад — лучше бы молились на космодроме, а на месте ЦСКБ — мужской монастырь построили… 🙂

А теперь о серьезном — оказывается в Самарском ГОСУДАРСТВЕННОМ  Университете путей сообщения работает кафедра теологии

В настоящее время кафедра является общеобразовательной и проводит обучение для студентов очной и заочной форм обучения.  Возглавляет кафедру протоирей Дмитрий Лескин.  Кандидат богословия и доктор философских наук.

Работа кафедры характеризуется следующими основными показателями:

Численность профессорско-преподавательского состава кафедры составляет 9 человек, в том числе 7 человек имеют ученые степени и звания, из них 3 доктора наук и 2 профессора.

Дисциплины кафедры:

Региональный компонент: «Религии мира»

Курсы по выбору:
«История Русской Православной Церкви»
«Христианская антропология»
«Культурно-религиозное наследие России»
«Социальное учение Русской Православной Церкви»
«Наука и религия»

Научно-исследовальская работа преподавателей кафедры

Преподаватели кафедры проводят исследования в самых разнообразных науных направлениях:
история русской культуры, литературы и общества;
история Русской Церкви и государства;
духовно-нравственное становление личности;
духовность как психологический феномен;
духовное основание семьи;
философия религии.

За 6 лет существования кафедры профессорско-преподавательским составом опубликовано более 210 научных статей, в том числе 20 за рубежом, а также 11 монографий, 34 учебных пособий и методических указаний.
Достижения:

В 2007 и в 2009гг. преподаватели кафедры с группами студентов участвовали в благотворительных акциях «Волга Православная», в рамках которых также проходили конференции, где выступали с докладами студенты.

В мае 2009г. преподаватели кафедры с группами студентов участвовали в конференции «Молодежь ХХI века», на которой обсуждались вопросы современной молодёжной культуры и языка, власти, права и долга, искусства и молодёжного движения. По итогам этой конференции в октябре 2009 в СамГУПС по инициативе студентов и преподавателей кафедры был организован студенческий православный клуб. Руководителем клуба является старший преподаватель кафедры Ляпина А.В.
Профессорско-преподавательский состав кафедры:

Протоиерей Димитрий Лескин – зав.кафедрой, д.ф.н., кандидат богословия

д.ф.н., профессор Немцев В.И.

д.ф-м.н., профессор Калябин Г.А.

к.и.н., доцент Кулев В.М.

к.п.н., доцент Подоровская И.А.

к.п.н., доцент Морозова Е.А.

ст. преподаватель Борисов И.С. (иерей Илия)

к.и.н., ст. преподаватель Нестерова С.А.

ст. преподаватель, зав.метод.кабинетом Ляпина А.В.

преподаватель Пашков А.А. (протоиерей Александр)

ст. лаборант Гришковец Л.В.

лаборант Бутакова А.Е.

лаборант Ляпин Д.В.

Кулева В.М. — знаю, он раньше историю КПСС преподавал

Из интеревью Лескина Архирейскому подворью (http://old.pkg.volga.ru/gaz09023.htm)

Я являюсь директором православной гимназии в Тольятти и возглавляю межвузовскую кафедру теологии и истории религий. Базовой организацией межвузовской кафедры выступает Самарский государственный университет путей сообщения. Основной целью деятельности кафедры является обеспечение целостности высшего образования в вузах Самарской области путем введения теологического компонента в содержание образовательных программ, а также подготовка и переподготовка кадров для вузов области по специальностям «Теология» и «Религиоведение». На кафедре ведется разработка и апробация модели преподавания православной теологии в светских учебных заведениях, реализуются основные и дополнительные программы в области теологии и смежных дисциплин, проводятся научные и методические семинары, конференции, круглые столы, ведется подготовка, издание и распространение учебной, специальной, справочной и методической литературы, материалов конференций. За истекший 2007/2008 учебный год преподаванием в рамках кафедры теологии было охвачено свыше 3 тысяч студентов. Самое главное — это изменения в сознании вузовского сообщества по отношению к религиозным дисциплинам. Когда-то, когда мы только начинали работу на базе Самарского госуниверситета путей сообщения, нашим главным противником была «братская» кафедра по философии и истории науки, где нам было четко сказано, что никаких предметов научной ориентации на теологической кафедре изучаться не может, в том числе и «Религии мира», так как это — исключительно философский предмет. Работники вузов понимают, как ценна борьба за учебные часы, но по примеру МИИТа ученый совет тогда принял решение создать теологическую кафедру. Когда в вузе впервые появились люди в рясах (а никто еще не знал, что многие из них — кандидаты и доктора наук), то отношение было такое: «Вот, попы пришли «мракобесничать»». Нам помогли твердая решимость ректора университета и его ближайшего окружения, поддержка из Министерства путей сообщения и сами студенты, которые с удовольствием пошли на наши лекции. Причем кое-кто опасался возникновения межрелигиозных конфликтов, но у нас мусульмане по этим курсам учатся лучше, чем некоторые русские ребята. Занятия не факультативны: все первокурсники обязательно прослушивают курс «Религии мира» и потом сдают зачет. Позже они могут изучать по выбору один из предметов: «Наука и религия», «Библейское богословие», «История Русской Православной Церкви», «Социальное учение Русской Православной Церкви», «Культурно-религиозное наследие России». Соответственно, один из этих предметов они обязательно сдают. В итоге, когда четыре года назад возникла идея межвузовского студенческого рейтинга предметов, то кафедра теологии дважды занимала первое место, то есть студенты голосовали за нашу кафедру как за лучшую из гуманитарных. И с философской кафедрой сейчас сложились очень конструктивные отношения.
Хочу поделиться своей радостью: при непосредственном участии правительства Самарской области, совета ректоров Самарской области, ОАО «АВТОВАЗ» началось строительство Поволжского православного института имени святителя Алексия, митрополита Московского, в Тольятти. Поволжский православный институт — третье высшее учебное заведение в России подобного типа, ставящее целью готовить просвещенную, патриотически мыслящую, широко образованную молодежь, которая по окончании вуза сможет трудиться в социальной, культурной, образовательной, религиозной сферах. Первый набор запланирован на 2011 год.
Полгода тому назад во все семинарии Русской Православной Церкви учебный комитет направил церковный образовательный стандарт по православному богословию, в котором вопросы сохранения часов и распределения учебных дисциплин были максимально приближены к тому, что требуется духовным школам. Я знаю, что он утверждался не без противоречия со стороны части профессорско-преподавательского состава, полагающей, что светским дисциплинам уделяется больше внимания, чем этого бы хотелось. Однако в настоящее время стандарт существует, он утвержден Святейшим Патриархом. На мой взгляд, в нем учтены основные реалии современного духовного образования в России в той степени, в которой это возможно в настоящее время.
Другое дело: удастся ли его провести в жизнь? Сейчас принимаются государственные образовательные стандарты третьего поколения, где опять все поставлено под вопрос, в том числе вообще будущее утвержденного в 2000 году государственного образовательного стандарта по теологии. Неизвестно, что с ним будет в ближайшее время. Реформаторское рвение, которое Минобразования демонстрирует уже в течение многих лет, серьезно выбивает из колеи академическую науку, в том числе и церковную. В этом состоит наша проблема по сравнению с любым — и западно- и восточноевропейским — государством. Там везде Церкви дано полное право вести образовательную деятельность в соответствии со своими учебными планами, на основании конкордата или другого государственно-церковного соглашения. Церковь при этом выдает выпускникам своих учебных заведений те дипломы, которые котируются в государстве. Молдавия и Прибалтика это делать могут, а Россия не может до сих пор!
Я лично убежден, что богословское образование — значимый фактор сохранения наших традиционных духовных ценностей, без которых невозможно подлинное возрождение России.

16 responses to “В Путей сообщения научат богословию

  1. Вот и говори про отделении церкви от государства.
    Предмет «Религии мира» нужен, подобная кафедра имеет право существовать, но только факультативно и не финансироваться государством. Интересно и про АвтоВАЗ — французские акционеры тоже согласны с поддержкой православной церкви?
    Про то, что на кафедре теологии присутствуют историки КПСС — ничего удивительного. Коммунистическая идеология подменяла религию в атеистическом обществе, надо же людям и теперь где-то работать. Не раз встречал, что самыми ревностными ханжами становились комсомольские работники и корреспонденты молодежных газет, особенно это было видно в начале 90-х

  2. Слава Богу, что открываются подобные кафедры и целые учебные заведения!!!

    Уровень духовность нашего современного общества резко приближается к нулю, и что бы ни говорили, про социум, культуру, институт семьи, уровень духовности человека формируется его религиозным самосознанием. И чем раньше человек начнет изучать Слово Божие, тем больше вероятность того, что в нашей стране начнется моральный, а вслед за этим и экономический подъем.

  3. Вы знаете, вспоминается одна очень древняя фраза, насчет отнятия еды и воды и оставления религии. Вроде как к этому идем. Будем скоро российской областью Святого ордена.

  4. Уважаемый Игорь, спасибо за хорошую новость!
    Слава Господу, что, несмотря на все мерзости, которые творятся в нашей жизни — коррупцию во власти, безумный культ обжираловки и т.п., у нас остается возможность Богопознания, здорово, что открываются такие кафедры и такие вузы.

    И, конечно же, как минимум «история религий» должна быть обязательным предметом — чтоб люди хоть что-то узнали о том, что ругают, не представляя, о чем речь.
    Ведь уровень невежества современных «атеистов» поражает — они утверждают, что Бога нет, зато верят в сглаз, восточный календарь, возможность заработать на форексе…

  5. Я бы сказал так, здорово, да не очень. Занимайтесь отдельно, уважаемые, сказано факультатив, незачем требовать 100% явки.
    А вообще, священослужителям стоило бы обратить на себя внимание, и хотя бы не показывать так явно свое благосостояние. А то меня по лету крест золотой грамм на 500-700 впечатлил.
    да и развеселые служители культа в Пензе встретившиеся лет так 5 назад, тоже. Хотя что мы хотим, они тоже общество, с теми же болезнями.

  6. То, что в Тольятти строится Поволжский православный институт имени святителя Алексия, митрополита Московского, это интересно. В остальном солидарен с теми, кто выступает за соблюдение Основного Закона государства.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s