Самара отца Федора

Самара, начали снимать в 1924, напечатали в 1927 году, карта кликабельна в отличном разрешении

Уникальная карта, волшебная. Самара 1924 — 1927 годы. Еще нет никакой индустриализации и только недавно закончилась гражданская война. Это город, о свечном заводике в котором грезит отец Федор.

На что обратил внимание сразу:

1. Толевого завода еще нет как такого, а жилье есть, отмечена и водокачка (это район современной Набережной реки Самара 734).

2. Вдоль Самарки множество озер. В районе нынешнего Толевого, Мясокомбината, Киркомбината (на Толевом отмечены еще и родники),

3. КИНАП еще не завод противогазов, а дрожжевой завод,

4. Церкви отмечены вдоль современной Гагарина и в районе психушки на Нагорной.

Самара — город-мечта отца Федора

5. На лугах вдоль Запанского — множество огородов и лугов.

6. В это время еще действуют кладбища рядом с ж/д вокзалом

7. В районе современной ул. Промышленности, Кричевского, Структурной, Верхне-Карьерной  работают многочисленные каменоломни. Там находится и алебастровый завод.  Видимо на месте каменоломен перед войной и построили подземные склады боеприпасов на Промышленности.

8. Черновские сады еще относятся к Совхозу Колонии Самарского изолятора.

9. Между современными ул. Гагарина и М. Тореза напротив Клинической больницы в 1920 гг. было громадное кладбище!!! Длиной около 2,5 км. Примерно от Магнитогорской до Авроры. Сейчас здесь жилые кварталы, офисы Метрополитена, ГорУВД, ГАЗПРОМА и Сбербанка.

10. Река Воложка в районе Поджабного — совершенно отдельная река

11. Кладбище есть в районе психушки на современной Нагорной и на Ново_Садовой, не доезжая до Барбошиной поляны.

12. Любопытные очертания русла реки Самарка.

13. Киркомбинат — популярное место — к нему не только ведет ж/д ветка, но и отдельная дорога из центральной части Самары

14. Железная дорога идет вдоль всего побережья города до Дрожжевого завода, рядом с которым на Волге громадная отмель (чуть не до половины реки). Фарватер Волги, видимо, был очень проблемным.

15. Поселка Щепновка на косе еще не видно

16. Сады на месте современных Чувашей не примыкали к ж/д, а находились от нее на растоянии 500 метров

17. В регионе и городе очень много мукомольных заводов.

забрасываю на пост для памяти историю завода Кинап с 1932 года

Позже М. Матвеев выложил примерно такую же карту, но в ней много окрестностей 

24 responses to “Самара отца Федора

  1. Да, карта — ващще))) Все обозначенные ЖД переезды (по-моему), являются ориентирами. Два существуют до сих пор, а в районе Луганской и в Чувашах убрали уже в 60-70гг. Кладбище — татарское. В районе клинической, строилась радиовышка. Глину на кирпичный завод видимо возили с карьеров.

  2. Вот это подарок! Спасибо! Заметил что на месте пос. Студеный Овраг большая вырубка (видимо под будущий поселок), на месте Шокфабрики лес, а нынешние Воронежские пруды среди дач Томашева Колка. И лесов много среди этого поселка. Питомник Жигулевские сады на том же месте.
    А дорога на Бузулук ныне что из себя представляет? ее застроили видимо?

  3. И интересно, что Волга шла около пещеры Греве, где сейчас протока, а там где нынешнее русло Серная Воложка. Заметил колодцы в Жигулях. может летом посмотрю, есть ли следы их, интересно..

  4. По п.9 не согласна кажется, что это кладбище — Гагаринский парк.
    В студенческие годы на субботнике копали какие-то (зачем-то) канавы, находили черепа

  5. Ух ты!!!
    Если память не изменяет, у Бичурова есть церковь на Нагорной.
    Вот она, ветка ж/д вдоль Волги!! А как четко прочерчена Аннаевская коса!

  6. Это сколько же лет водокачке? Может её ещё до революции построили. Где бы найти историю этого сооружения. Это действительно, памятник истории, только заброшенный…

    • на ГРЭС возили уголь во время войны
      думаю в к. 1940 когда начали строить набережную, потом в н. 1970 гг. когда поставили Речной вокзал

  7. Мне давно интересно, где конкретно располагался Никольский храм мужского монастыря на нын.ул.Осипенко? Раньше яал- на месте школы№16. А судя по карте- где библиотека?

    • на месте школы Миш, в 1970 там еще в подземелье можно было залезть — мне ребята из дома по Осипенко 8 рассказывали, потом его замуровали

  8. Я тут прикинул и получается, что кладбище было от станции метро «Московской» до Гагарина, но не до Мориса Тореза. Там как раз на месте кладбища отмечена высотная точка, где сейчас кольцо Гагарина и Тухачевского. Мориса Тореза на карте, конечно, ещё нет, но она ближе к той дороге, которая чёрной линией извилисто показана по верхней кромке оврагов.

      • А что рассказывать, если за домами по нечётной стороне на Мориса Тореза начинается овраг,в котором 94-я школа. Так что там на карте кладбище явно не до Мориса Тореза. И дорога (которая ниже нынешнего Московского шоссе показана) — это вряд ли нынешняя Гагарина. Больше похоже на нынешнюю Дыбенко, то есть, где-то между нынешними Московским шоссе и Гагарина, но потом, возможно, пересекая нынешнюю Гагарина гдето в районе будущего Машстроя.

  9. О весеннем половодье 1926 года. К 15 мая 1926 года в Засамарской слободе и на Щепновке (Самарская коса и Щепной рынок) затоплено 34 госучреждения и предприятия, 536 частных домов, выведено 440 голов скота и эвакуировано 280 семейств. На набережной между Некрасовской и Полевой затоплено 56 домов, 7 предприятий, эвакуировано 62 семейства. В Запанском переезде, Новом Оренбурге и «Кавказе» затоплено 364 дома; эвакуировано 428 семей. Всего затоплено 956 домов, 41 предприятие, эвакуировано 777 семейств.
    Железнодорожное сообщение с Москвой прервано. На 103 версте путь залит. Заместитель уполнаркомпути сообщил, что железнодорожная линия на перегоне Самара-Кряж-Липяги на 103 версте вчера затоплена. Вода не перестает прибывать. Вчера вечером на этой линии прекратилось движение поездов. С сегодняшнего дня 20 мая поезда на Москву будут направляться по Волго-Бугульминской железной дороге через Симбирск.
    Как ехать на Москву? Вследствие прекращения сообщения с Москвой по железной дороге, наблюдается большой наплыв на пароходы. Перевозка таких пассажиров производится только до Батраков, так как оттуда они следуют по железнодорожному пути. Вчера утром на пароходе «Воронеж» до Батраков поехало 350 человек. Вчера же вечером ушел пароход с такими же пассажирами.

    http://kraeham.livejournal.com/60292.html

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s