Ровесница трамвайной революции

Валентина Парамонова

Пока внешне в городах России все вроде бы в формальном порядке — в большинстве из них работает транспорт, тепло и относительно светло. Хотя та же молодежь особенно не убивается на муниципальной работе.

Особенно той, от которой зависит наша повседневная жизнь. Предпочитая ей, что-то несложное. Типа торговли. А потому все городское хозяйство Самары как и 20 лет назад держит на себе поколение, пришедшее в него еще в 1960-х. И оставшееся в нем. До тех пор пока у него хватает сил. Что будет потом известно одному Богу.

1963 год, пуск 16 трамвая, с сайта Г. Бичурова

В Куйбышев Валентина Парамонова попала в 59 году. Из Елховского района. Приехала вполне зрелым по тем временам человеком — в 19 лет, а потому, получив у себя в совхозе суровую трудовую закалку, не отвлекалась на всякие там глупости и сразу устроилась кондуктором в городское трамвайное депо. Где бойкую девчонку и заметили. Мол, что скромничать-то, иди на водителя учиться!

Хотя и ответственность на вагоновожатом была немалая — как раз в это время в городе случилась крупнейшая трамвайная катастрофа. На улице Аэродромной. Трамвай шел в сторону Промышленности и был перегружен пассажирами с городской барахолки — «болгарки», находившейся в те годы в районе улицы Революционной. Между тем, на крутом спуске по Аэродромной у трамвая отказали тормоза и он разогнавшись полетел вниз, прямо на дома. Пассажиры выкидывались из трамвая, состоявшего из трех вагонов, на ходу, но все равно пострадало много. Потом Валя на месте аварии видела детские вещи. Катастрофа случилась с деревянным трамваем, ленинградского производства. В которых хоть и было зверски холодно зимой, но зато открывались вручную форточки, в которые можно было летом высунуть руку, а еще Валентине нравилось, что в трамваях этого типа были «контролеры». Которыми вручную выключали и включали движение. Хотя греть ноги в таких трамваях водитель мог только на небольшом 30 Х 40 см отапливаемом пятачке у себя кабине. Руки же у Валентины тогда до слез зябли даже в двух вязаных варежках.

1964 год, открытие трамвайного маршрута 12 (с сайта Г. Бичурова)

Потом Валентина Константиновна с любовью вспоминала пассажиров того времени. Одетые бедно, это были люди с сильной энергетикой. Добрые и простые, переполненные интересом к жизни, они сами никогда не позволяли, например, занимать своим молодым сверстникам передние места. Или лезть в первую дверь. А особенно молодежными и веселыми маршрутами были рейсы на заводские окраины. Ведь даже свои семьи молоденькие девчонки, работавшие вагоновожатыми тогда создавали не отрываясь от работы. Когда пассажиры — ребята не вылезали из кабин понравившихся водителей, а при необходимости переводили им на путях стрелки.

Появление в Куйбышеве теплых чешских трамваев городские водители встретили «на ура», хотя первые импортные модели тоже страдали недоделками. Вагоны были маленькими, низкими, в них мерзли ноги. Но все это равно был прогресс. По линии международной интеграции. Когда еще единая Чехословакия снабжала СССР вполне европейскими моделями городского транспорта. Хотя другие виды транспортного прогресса не совсем пришлись по душе вагоновожатым. Например, Валентине и многим ее подругам совсем не по душе было, когда трамваи ушли с проспектов Гагарина и Победы, уступив место метро.

авария трамвая ул. гастелло - н.садовая (с сайта Г. Бичурова)

Потом эта трасса почти на десятилетие пока велась стройка станций «Спортивная» и «Гагаринская», превратилась в пустырь.

А вообще очень много нового довелось увидеть в городе Валентине Парамоновой, с тех пор как она в мае 1960 стала вагоновожатой. Сначала это был обычный для всех новичков 2-ой маршрут, потом 13-й, 5-й и 7-й и наконец 20-й.

1960 г. первый транспорт без кондуктора (с сайта Г. Бичурова)

В политику Валентина Парамонова не лезла никогда. Она даже в в КПСС не состояла. Но, если ты не занимаешься политикой, политика занимается тобой. Впервые заметили наверху Парамонову в 1981 году и тогда же наградили орденом. «Трудовой славы». А в апреле 1982 года она посмотрела на еще живого Брежнева. На 17 всесоюзном съезде профсоюзов. Как делегат. Там Брежнева выводили к народу под руки. Зато бодр и трезв умом был входивший в нашу делегацию Владимир Орлов — некогда руководитель куйбышевских коммунистов. Человек, которому сегодняшняя Самара обязана всем, что имеет.

Хотя съезд профсоюзов поразил вагоновожатую не только мудрым Орловым вблизи, но и отношением к электорату. Когда они, простые работяги 10 дней оттягивались, как сегодня отдыхает элита. А еще проникновенным выступлением коммуниста — актера Михаила Ульянова, который двинул такую пламенную речь, что даже забыл потом, куда надо идти. С трибуны. Кстати, с материальными привилегиями делегатка не познакомилась. Ну, может быть кроме талона на кожаные перчатки  и номера на двоих в столичной гостинице «Россия». Зато духовных благ у делегатов было в избытке — книги, концерты, спектакли.

Не забыла политика про вагоновожатую и потом. В августе 1986-го за работу ее наградили орденом Ленина, а осенью того же года она стала почетной гражданкой Куйбышева. Вошла в сонм приобщенных.

Причем не особенно напрягаясь. Она даже забыла придти на собеседование, которое проводил какой-то кадр из обкома по поводу ее кандидатуры на почетное звание. И все, что хотели сказали про нее подруги по работе.

Свою последнюю награду Парамонова получила вместе с актрисой Лией Ахеджаковой в апреле 1995-го. Орден «За заслуги перед Отечеством». Потом Ельцин снялся вместе с награжденными и пообещал. Что как только так сразу им разошлют фото. С ним самим. Чтоб в рамку и на стенку. ЕБН, как водится, надул, а Валентине Константиновне после этого доброжелатели посоветовали. Мол, теперь ты единственная в России вагоновожатая награжденная ЕБН орденом «За заслуги» и забудь про Ленина. Орден. А Валентина Константиновна сама «орден Ленина» все равно считала самой большой своей наградой. Хотя и не надевала его пока на торжественные тусовки куда ее приглашали. Она вообще скромный человек.

Есть и другие изменения — той же молодежи, как раньше, по заводским маршрутам Парамонова не видит. Да и сами трамваи даже официально движутся медленнее, чем раньше. Куда им спешить — город потихоньку вымирает, а молодые к заводским станкам не спешит. Работают же, как и прежде ветераны.

Реклама

5 responses to “Ровесница трамвайной революции

  1. Да, Игорь, хорошо помню тетю Валю (кстати, подругу моей матери). Я в кабине ее трамвая часто ездил мальцом. А когда появлялись ревизоры, выходил в салон, а потом снова в кабину. Хорошее у нас было детство, доброе…

  2. Игорь, а кто в вашей команде пишет заголовки? Как слово «ровесница» по-русски пишется?

  3. Интересная статья в многотиражке ТТУ “За регулярный рейс” (номер от 12.02.65):

    Трамвайная линия по Чёрновскому шоссе шла в глубокой выемке, достигавшей в глубину 5,5 м. В зиму 1941/42 годов выемку замело снегом и трамваи из города на Безымянку не ходили 7 дней, несмотря на героические попытки рабочих расчистить трассу.

    • не трамвай, а метро какое-то
      но реально это шоссе будущий пр. Гагарина пленные немцы сделали -значит до 1943 (Сталлинграда) оно было необустроенным

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s