Город в двух измерениях – три

 по правилам Безымянки

1960 вид на парк дружба и машстрой, с сайта Бичурова

 

ГМК Куйбышева в 60-е 20 века и на самом деле жило в пространстве между Хлебной площадью и Оврагом подпольщиков. Визиты же на Безымянку были из разряда больших, несистемных событий. В таких случаях «клаберам» даже подавали автобус на Самарскую площадь.

Сама же Безымянка, жила своей жизнью. Свои заводские ДК (не чета дохлым ведомственным клубам в центре), свои оркестры, свои молодежные секции в ДК. Даже «Брод» там был свой: пятачок от сквера Калинина до проспекта Кирова по правой стороне улицы Победа. А зимой — еще и каток на популярном тогда стадионе «Крылья Советов» возле нынешнего Дворца Спорта авиаторов.

Где среди молодых пролетариев было модным иметь не только коньки, но и бутылку крепленого вина в кармане пальто. Цедили вино через трубочку, выписывая фигуры на льду. Еще на Безымянке в 1960-х были свои драки за право господства над только что построенным в 1966-м подземным переходом на площади Кирова.

Ново-садовая-Осипенко, 17.03.1968, с сайта Бичурова

Дрались здесь такими же кучами, как и в старом городе, до первой крови, не пиная лежащих. «Кресты» конкурировали с «Металлургом» и «Машстроем», «Машстрой» с «Микрорайонами» и «Черновскими садами». Было только одно место, где все воюющие группы соблюдали перемирие — клуб «Заря».

Здесь были танцы и выступали лучшие группы нового города. Хотя весело было и в новом ДК Кирова. Все местные хулиганы хорошо знали тот подвал, где сидит комсомольский оперотряд, а потому курили анашу подальше от него.

1963 открытие трамвая №16, на пересечении Революционной-Аэродромной, с сайта Бичурова

В разряде «достопримечательностей» Безымянки фигурировала и построенная в 63-м 9-этажка на углу улиц Революционной — Аэродромной. Тогда этот «небоскреб» приезжали смотреть даже из Тольятти и Сызрани. В этом же списке — сданная в 1964-м экспериментальная школа на 1600 учеников в Черновских садах (ныне Парк Победы).

Борис Чернышев в 1960 гг.

Вот на чуждость жителям этих самых кварталов ГМК орган ЦК КПСС «Советская Россия» и указала. Мол, с первых дней клуб сделал просчет. Взяв курс на работу с ограниченной частью молодежи со способностями и сложившимися художественными вкусами. За эталон взят вкус избранных. А вот рабочие парни и девушки дескать говорят о его мероприятиях так: собирается здесь публика: посмотришь кисло делается.

июнь 1969, напротив Цирка по Молодогвардейской, с сайта Бичурова

После погрома в «Савраске» (тогда так называли «Советскую Россию») были сделаны и оргвыводы. Деревякин, которому вспомнили все, из горкома отправлен в «ссылку» на завод «Прогресс» (потом он ушел на кафедру научного коммунизма инженерно-строительного института, защитился и стал профессором), а Борису Чернышеву предложили стать инструктором горкома КПСС. Чтобы рулить ГМК от лица партии. От такого предложения он отказался.

профессор Г. Деревякин (с сайта http://www.indem.ru)

Особо был строг на бюро ГК КПСС 28 июня 1968-го его секретарь по идеологии Анатолий Романов, впоследствии поставленный руководить местным ТВ и радио. А другой член бюро Алексей Росовский молчал. Он больше думал о предстоящем осенью уравнивании платы за проезд на городских маршрутах автобусов по 6 копеек. Независимо от расстояния.

1964, ул. Аэродромная, с сайта Бичурова

Хотя доля истины в той статье была. Массовая Безымянка на самом деле не понимала «клаберов» 1960-х. Ее больше устраивали такие зрелища как «Фантомас». В августе 1967-го в кинотеатр «Весна» на его премьеру стояли очереди длинной в сотни метров. Местная пресса призывала население «не соглашаться» с бумом Фантомаса. Хотя толку-то от этих призывов? Другой доступной культуры в спальных районах  Безымянки все равно не существовало.

Так, в марте 1967 года директор комплекса кафе в Черновских садах «Бирюсинка» — «Комета» Игорь Михайлович Жиляев возмущался. Он, дескать, добился того, что эти кафе стали молодежными, а райком ВЛКСМ с развлечениями им не помог, хотя район молодежный. О ГМК речь даже не шла.

Аэродромная, конец 1960гг., потом здесь построили Дом Молодежи, с сайта Бичурова

Затем в 1970-е всех молодых волжан как-то уравнял демократический «Beatles»на магнитофонных лентах. Хотя сейчас на Волге из уже зрелых мужей мало кто признался, что принадлежит к поколению, выросшему на его культуре. Кроме Владимира Аветисяна и Константина Лукина. Промолчал и Олег Сысуев. Который мог даже быть на том самом концерте «Лиры». Иначе как объяснить тот факт, что мальчик из самого центра города в 1990 гг. пользовался популярностью на чуждой ему Безымянке? Она ведь стиляг не любит.

21 responses to “Город в двух измерениях – три

  1. В 60х, между Городом и Безымянкой уже было хорошее транспортное сообщение. Уже активно функционировало Семйкинское шоссе (Московское) по крайней мере, до Безымянского поворота (сейчас ИЛ-2), а там вниз, — в центр безымянки. Электрички ходили «битком». Из Города ездили на заводы Безымянки работать.
    Фотографии города замечательные! Сразу многое вспоминается…
    А вот с «клаберами», я что-то не понял. Помню на Безымянке, приблатнённую молодежь звали «фурагами», они и держали «понт» в сквере Калинина (на танцах)

    • оно было это сообщение, но не очень хорошее
      меня с Гагарина возили в трамвае ребенком в детский сад на Победу и я запомнил какие битвы были по утрам

      а из гостей рядом со сквером Калинина мы вечерами даже пешком ходили домой, вдоль трамвайной линии

      • о! а меня возили от нынешнего ст.м. «Спортивная» в детский сад на Металлург. мама работала в училище от завода неподалёку, ну и я соответственно была обеспечена. на трамвае №13.

  2. «Безымянка» в направлении Города оканчивалась 14-проездом (ныне XXII съезд КПСС), дальше был «Машстрой»… «Металлург» начинался от ул.Каховской и ограничивался еще ул.Свободы и ул.Ставропольской… к «Металлургу» примыкал экзотический «66 Квартал» — бывшее поселение охраны Безымянлага…
    Автор почему-то сравнивает городских «стиляг» с безымянскими «фурагами»… вино, анаша и т.д… более интересен генезис групп молодежной интеллигенции…
    Мой тезис: по линии интеллигенции в Город с промышленной Безымянки шло постиндустриальное созидание, из Старой Самары — разброд и шатание… Орлов-Россовский и Титов-Сысуев…
    Насчет супер-драк на Безымянке — это местные легенды, вся шпана реально опасалась милиции и оперотрядов… массовая драка была в 1962 году в 66 Квартале, где убили «камсюка» — рабочие его цеха з-да Металлург сами выявили виновных и наказали… на катках «приносить и распивать» и появляться в «нетрезвом виде» пресекалась очень жестко…
    Насчет внутреннего транспорта: Старый город — на 70%, Безымянка — 30%, трансгородской транспорт — 20% от нормативов…
    Телефонная связь: 75% домашних номеров в Старом городе при 20% жителей…
    телефонной связ

    • это не легенды — мои братья жили на Физкультурной 98 и я тоже рос в тех дворах, драки сам видел ребенком, на КС мы в городки играли и на каток ходили
      ты Саныч, вырос в семье начальника, а мои родственники на Физкультурной были рабочие с Авиационного, хотя у них был капитальный гараж прямо во дворе и мотоцикл с люлькой — то есть обеспеченные рабочие
      порядок поддерживался в сквере Калинина

      а для городских Безымянкой было все за клинической больницей и трамвайным кольцом

    • Да, с телефонизацией на Безымянке было туго (в позже построенных микрорайонах типа 15-го было уже гораздо лучше — там на этапе проектирования были предусмотрены и АТС, и кабельные линии).
      Например, в Восточном (Негритянском) посёлке в 1970-80-е годы в нашем пятиэтажном 4-подъездном доме было всего два телефона: один у учительницы в первом подъезде, второй — в филиале заводской библиотеки. Плюс 3 или 4 телефона-автомата на посёлок (с них в основном и звонили, когда возникала необходимость). Ну ещё в школе, домоуправлении, магазинах тоже конечно были телефоны.

  3. Девятиэтажка на Революционной, конечно притягивала к себе взгляд. Всё время хотелось прокатиться на лифте, но постоянно кто-то из старших мешал… Почему вспомнилось: мальчишками торговали мелочью карасиков,- 50 коп миска. Возле «небоскрёба» был спортивный магазин,-место проходное(до первого милиционера). Потом перебегали напротив, к Кулинарии.
    А караси доставались непросто. Их надо было наловить «мордами» на озёрах. Моста ещё не было. Притащить ведро на Второй проезд, чтобы никто не узнал из знакомых, — продать.
    Так мы с товарищем, заработали на «Смену-6″(13р 50к)

  4. Насчёт транспорта с Безымянки в центр Куйбышева подтверждаю, что в 1970-х, да и в 1980-х, добираться было тяжеловато. Например, из Негритянского можно было уехать на автобусе № 18 (он шёл до жд вокзала из Смышляевки), ходил редко. Чуть почаще ходили автобусы до Пригородного автовокзала № 123, 124, 126 (из Петра Дубравы, Смышляевки, Кинеля соответственно), но в них проезд стоил дороже, по пригородному тарифу, доехать до центра стоило не 6 коп. как № 18, а копеек 20, если не больше. Частенько ездили в центр на электричке, благо они ходили каждые 20-30 минут, в шаговой доступности от Негритянского (минут 10 ходьбы) платформы Мирная и Средневолжская. Можно было ещё дойти до Металлурга и сесть на автобус № 34, но они тоже битком ходили. Иногда доезжали до пл. Кирова (на автобусе № 7, 27, которые из Зубчаги до Крытого рынка Кировского района ходят) и там садились на автобусы № 41, 47.

    • сам, когда к матери ездил в Зубчагу — сначала до площади Крова потом на 47 или 7
      а Средняя Волга — вообще песня платформа, детство с ней связано

  5. Ещё в брежневское время был такой вид транспорта как «калымный» автобус или «левак». Обычно это был КАВЗ (автобус на базе ГАЗ-51), реже ЛАЗ или ЛиАЗ, служебный автобус, который ехал пустой откуда-то из пригорода и по Зубчаге и Негритянскому собирал попутных пассажиров и за 5 копеек (дешевле городского автобуса, стоившего 6 коп. 🙂 довозил народ до пл. Кирова.
    Вообще сравнительно нормальное сообщение Безымянки со старой Самарой появилось только в конце 1990-х, когда появилось большое количество маршрутных ГАЗелей и ПАЗиков.

  6. Кстати, особой нужды в советское время ездить из Кировского района в старую Самару не было. На Безымянке полно было и магазинов, и спортсооружений, и кинотеатров (особенно славился деревянный кинотеатр Сокол за ДК Кирова, впоследствии сгоревший). В центр ездили разве что в ЦУМ Самара, цирк, краеведческий музей. Кроме того, в магазинах старой Самары иногда продавали дефициты (например, бананы и апельсины), которые почти никогда не появлялись на Безымянке.

    • Сокол уже превратился в легенду из обычного пункта питания э/к

      а вузы? их тоже на Безымянке не было

    • Все театры и набережная Волги тоже были в старом городе, между прочим, и художественный музей, и много вузов, и ледовый Дворец спорта, и прочее.Так что было зачем ездить отсюда туда. По ул. Победы и Гагарина постоянно перевозили трамваи 3, 13 — практически из конца в конец города.

        • Не думаю, что тогдашняя интеллигенция очень-то тяготела к народным театрам. Ну, разве что …к «театру тренера Евстигнеева» в «Берегись Автомобиля» 🙂 . А вот в Драму Монастырского билетов было не достать. Очень сильный был театр, не чета нынешнему «гвоздковскому». И какие актеры были: Ершова, Михеев, Шебуева, Оттович… Целый список звезд! Куда там нынешним «табакам» 🙂 Хорошо помню, как они показывали выездные спектакли в ДК «Кирова» и ДК «Металлургов». На «Металлурге» (профком) выдавали билеты и мама брала меня, семилетнего, на эти спектакли. А я тогда не мог усидеть и еле-еле терпел 🙂
          Сцены этих клубов-дворцов позволяли…

          Вот бы пост про тогдашний Театр им. Горького сделать, а? 🙂 Спектакли шли, где играл молодой Борисов: «Левша», «Не стреляйте в белых лебедей», по Васильеву, кажется, если не путаю.
          Он и сейчас играет — единственный Народный на весь театр. Последний Колосс — Омельченко, недавно умер, увы…

  7. простите, оффтопну чуть…
    Игорь, как то в процессе очередного разноса Дормидонтову Вы обмолвились о публикации перспективных планов застройки п.мясокомбинат. будет ли продолжение темы?

  8. Про студентов я забыл 🙂 Кстати, они и поныне составляют львиную долю пассажиров транспорта (особенно маршруток) в направлении Негритянский — Безымянка — центр. По утрам именно студенты и студентки штурмуют маршрутки на Зубшоссе, Победе и Металлурге.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s