Недавно это описал Владимир Нехорошев:
План города 1970 года наглядно показывает отстраненность купеческой Самары от индустриального Куйбышева… сообщение автобусами №№34 и 41, троллейбусами №№4 и 12, трамваем №3, которые ходили переполненными в час по чайной ложке…
Как резко отличался разухабистый быт Старого города от производственного ритма Безымянских рабочих кварталов… коллективные загулы и застолья впервые я увидел на Пасху в конце 50-х – залихватски гуляла вся Старая Самара… в каждом дворике стоял накрытый стол, около которых в изобилии валялись мертвецки пьяные мужчины и даже(!) женщины, кругом бродили и клянчили подаяние оборванные нищие… а уже через два часа, на Безымянке, я наблюдал обычный рабочий люд, готовящийся к завтрашней трудовой неделе… в нашем дворе коллективно «потребляли» только фронтовики — 9 мая они уходили в закуток между сараями и совсем не сильно выпивали за Победу… там я впервые услышал фамилии Берии и Жукова…
Наблюдал я вблизи коренную Самарскую и пришлую Куйбышевскую интеллигенцию…
Старая Самара была переполнена гуманитариями – врачи, педагоги, журналисты и артисты правили здесь бал… мне доводилось слышать и откровенно антисоветские высказывания моих родственников и их знакомых… среди молодежи процветал «стеб», а мой двоюродный брат Юра, вообще, был «стилягой» и каждый вечер слонялся по местному «Броду» — улице Куйбышева… его, вечного студента, неоднократно задерживала милиция и дружинники, как «тунеядца» и «антиобщественный элемент»…
Безымянская производственная интеллигенция вольностей себе особенно не позволяла… наш квартал был обнесен забором, а бдительные сторожа на ночь закрывали ворота … внутри жилого массива реально присутствовала милиция в виде участкового капитана дяди Мити Пастушенко… в соседнем доме жил майор МГБ дядя Миша Просторов.
В продолжение Нехорошева мой материал:
Обычно это замечают в связи с выборами, когда разные районы Самары голосуют по-разному. Центральные районы — за благообразных буржуа, а кварталы от Клинической больницы до Металлурга — сообразно своей логике. Не поддающейся точным расчетам политтехнологов. Тогда СМИ начинают говорить о какой-то «странной» Безымянке. На самом деле все просто — и по сей день губернский центр представляет из себя два города — старую Самару, населенную высококультурными аборигенами, и пролетарский Куйбышев, все берущий с боя. Эта два разных центра культуры в одном географическом пункте. Не объединил их и тот, факт что господствующая во власти Самара постоянно навязывала свои стереотипы всему городу. Напротив, потом она «платила» за это. А у Безымянки всегда были свои правила. И свой исторический опыт. Отличный от самарского.
без тормозов после Сталина
Сегодня можно смело говорить, что группа из нескольких влиятельных семей, контролирующих столицу Средней Волги, сложилась не в 90-е, как это принято считать, а еще в 40-50-е. Годы, когда стремительно индустриализируясь, Куйбышев принял управленческую элиту из разных уголков СССР. Заводы, эвакуированные из разных городов, офицеры МВД из лагерей ГУЛАГа — все они внесли свой вклад в оформление элиты города еще при жизни Сталина.
Когда даже во время войны и массового наплыва беженцев проблема жилищного уплотнения для «избранных» Куйбышева остро не стояла.
Однако после смерти «отца народа» всех невольно тревожил вопрос — как жить дальше? Особенно он волновал поколение будущих лидеров. На глазах, у которых рушилась правящая идеология их родителей. Вместе с идеологией могла уйти и власть.
Первым легальным бунтом «золотой молодежи» было появление в конце 1954 года, в старой части города «стиляг». «Бороться», с которыми пытались в штабе горкома комсомола. На улице Куйбышева. Портя отловленным стилягам модный прикид. Понятно, что такая кавалерийская атака на «золотую молодежь» не особенно приветствовались, а кроме того ей, «сборной солянке» из разных уголков Союза и на самом деле надо было где-то тусоваться и знакомиться.
Собрание по поводу организации городского клуба творческой молодежи состоялось в Куйбышеве 17 февраля 1956-го в театре оперы и балета. О чем договорились собравшиеся неизвестно, но на следующий год в пику, популярным у «стиляг» танцам по «уик-эндам» в клубе Дзержинского молодежь могла собираться в оперном театре. Первое ночное шоу состоялось в городе, в театре оперы и балета 23 февраля 1957-го и продолжалось до 4 часов утра. Тусовка получилась классная — потанцевать под джаз собрались стиляги со всего старого города, буфеты продавали спиртное, была драка. И хотя паркет в театре предварительно полили из чайника горячим парафином утром уборщики нашли замусоренные полы. В общем, потом местная пресса радостно сообщала. Мол, на «вечеринку» собирались «бездельники и прожигатели жизни».
В мае 1957 года достигла пика и сталинистская борьба со стилягами. К ней привлекли рабочую молодежь Куйбышева. Стричь челки, закрывающие глаза, стиляг водили силком даже в рабочее время. Еще больше «старались» учащиеся «ремеслух» и школ Фабрично-Заводского Обучения.
Однажды в майский вечер туча юных пролетариев накрыла «Брод» — улицу Куйбышева и «замочила» всех в узких брюках. Хотя учащиеся железнодорожного училища били молодых прохожих не только за штаны, но и стиляжьи куртки. На другой день стиляги с союзными «качками» мстили за поражение. Они заманили пролетариев, патрулировавших «Брод», на 1-ую очередь набережной. И там замочили. Некоторых буквально. Кинув в Волгу.

Безымянка, вид на Ремесленный переулок — 1 января 1961 г., обратите внимание на аккуратный забор (фото В. Нехорошева)
А вскоре прозвучал отбой. 2 июня 1957 года орган обкома ВЛКСМ протрубил. Мол, у нас борьба со стилягами принимает дикие формы. Даже рабочих стригут. Ну, и в самом деле как отличить стилягу — «мажора», от пролетария?
Потом «золотая молодежь» из центра города еще раз «оторвалась», но уже не дома — после международного фестиваля летом 1957-го в Москве у нее появились знакомые иноземцы, а у некоторых и киндер-сюрпризы. «Дети фестиваля». Хотя в другом Куйбышеве в то время вызывал гнев даже факт, что девушку, просто видели гуляющей в парке с женатым парнем. Такую фемину потом песочили на комсомольском собрании.
продолжение завтра
А причём здесь «сталинистская борьба»? Зачем к месту и, как правило, не к месту приплетать Сталина?
Игорь, Вас заносит слегонца. Будьте объективнее.
Кстати, в «городе» не меньше «низкокультурных», особенно Вам это знать — пройдитесь не в районе Самарской площади, а чуть в стороне…
Ненавижу элитаризм, снисходительное отношение интеллигенции и богатых к простым людям.
Выделяешься над общей массой людей — повышай и её уровень, не показывай спесь, не акцентируй разницу. На самом деле «золотая молодёжь», как бы «высококультурная» публика и любые прочие «избранные» ни хрена не лучше других. А то и хуже очень часто.
насчет снобов согласен, но уподобляться гопникам не дело
никто не говорит, что молодежь хуже или лучше — она другая
зачем нам Самарская площадь — и площадь Революции хороша, там по вечерам одни мигранты
«сталинисты» никогда не считали этот эпитет оскорблением — так же как и маоисты или троцкисты
Так гопник даже в «пролетарских» районах — не каждый первый, по сравнению с общей численностью населения их единицы.
ну не единицы, процентов 15 наберется
но они же, как правило, ЛОМы
хотя, что про них говорить — у них свои правила, если не сядут, могут подняться
Даже сейчас остались отголоски этого двуединого города. Я живу в районе Старухи и помню в детстве было четкое разделение, что граница города идет по «карлухе» и по Кирова за которыми «пампасы» (частный сектор вдоль карла маркса), а далее Безымянка. Притом бытовало мнение, что если в «пампасах» пьют, то дальше уже колятся. При этом нельзя было сказать, что микрорайоны типо 7го и 8го были кардинально спокойными, но вот четкая географическая граница менталитетов была заметна. Это 80е годы.
так город еще в 80 гг. был поделен на поселки
а до этого были Машстрой, Черновские сады, Аврора, Портянка, Кирюха, Толевый, Кресты (Структурная-Промышленности)…
последние поселки 1980 гг. — Ямы (Кузнецова) и Кресты (Владимирская-К. Маркса)
щас остались Зубчага, Запанской, Черновский
Игорь Александрович!
Изображенная школа на Кировском шоссе — это моя школа №84 (Кирова и Вольская — Малые Кресты, Большие — Кирова и Победа, Бешеный Крест — Кирова и Заводское шоссе)… я жил напротив — через Кировское шоссе от школы… проучился в ней с 1960 по 64 гг… в вестибюле стоял фанерный макет высотного здания МГУ — метра в 2 высотой… по стенам были развешаны инструменты(!), сделанные самими школьниками в мастерской… я этими пассатижами и стамесками сам реально работал на уроках труда… во дворе школы был фруктовый сад и спорт площадка…
Высылаю Вам фото школьного двора из окна нашего дома — моя первая фотография…
Добрый день!
На старых картах Куйбышева 70- х годов, в районе Барбошиной поляны,есть санаторий «Им. Сакко и Ванцетти».
А сейчас он как называется? Или его уже нет?
А так, вообще, большое Вам спасибо за сайт!
Жаль не нашлось пока места пос. 116 км. А Куйбышевский НПЗ ведь и узники Безымянлага и немцы пленные строили. Улицы говорят сами за себя (строители оттуда были): Грозненская, Бакинская, Рижская, Молдавская, Кишиневская, Калининградская. А еще осталась ул. 40 Лет Пионерии. На меня бараки двух этажные еще в детстве страх наводили.
На улице Грозненской 2 барака осталось- бывший медвытрезвитель и автошкола. Интересно про реки Татьянка, Свинуха и Подстепновка узнать.
Роман, очень интересная версия про названия улиц
Река Татьянка — это бывший «младший» рукав устья р.Самары, впадавший в р.Волга в районе Васильевских островов.
Название откуда??? От слова Тать? Или она звалась «Татьяна» — ищите женщину? Татьянка в конце 40-х годов
представляла собой речку из мазута… Большой пожар (река реально горела) уничтожил целый поселок на ул. Обувной.
Под Ноокуйбышевском есть оз. Орлово -оно то явно намекает на принадлежность к роду Орловых-Давыдовых.
А Вот про Васиьевские острова и окрестности слышали байку? В Села деревни- Екатериновка, Федоровка, Владимировка, Кануевка направлялись незаконнорожденные дети фрейлин Екатерины (отцы — весьма почитаемые при дворе люди). Большое хозяйство там было
Но вот только с Калининградской засада…
Она видно по другому называлась раньше.
я вообще двухэтажек аварийных полно.
Школы пот типовым проектам тех времен выполнены № 105 и 129.
В район 105 школы звался «КУРМЫШЁМ» туда боялись заходить подростки.
Переезжающим туда «новеньким» нужно было пройти посвящение -их попросту колотили…
Сейчас военный застроили часть аэродрома (ул. Егорова), но из инфрастуктуры только здание РОВД и ларьки которые Азаров повсеместно сносит. Канализация раньше попросту выводилась в большой котлован за домами (может и сейчас также)… Никаких очистных сооружений. Еще военных очень раздражает близость НПЗ рядом с жильем — «пахнет плохо!».
На аэродроме есть котлован (со стороны овощной базы) — где раньше все купались… За овощной базой, вдоль р. Подстепновки — ряды кирпичных сараев к которым нет вообще никого проезда. Но самая большая беда для жителей Куйбышевского района — пробки на мостах в часы пик…
Про историю НПЗ (завод №443) охотно расскажут и поделятся инфой в пресс-службе (если интересно пришлю телефон). Недавно поставили памятник узникам Безымянлага (этой осенью) — стелу сделали сами заводчане, раньше о них замалчивалось… Аллея и фонтан у НПЗ самое красивое место на 116км. Дети туда приходят кататься на роликах и купаться в фонтане. Пойти больше некуда… Все непрофильные заводские активы -дворец культуры, парк, стадион, бассейн переданы в муниципалитет… Ночью темень страшная на улицах. Гнойный аппендицит Самары -116 км.
«Узникам Безымянлага» — режет глаз. По справедливости и объективно памятник должен бы быть черно-белого цвета и посвящен достижениям того времени, когда стратегически важные для страны объекты возводились с привлечением всех возможных сил, в т.ч. и заключенных БезымянЛАГа (которые были только винтиками-исполнителями в запланированных на высшем гос.уровне мероприятиях)- по большей части справедливо осужденных к трудовой повинности согласно действующего на тот момент Уголовного Кодекса РСФСР от1934г.
Ну, я конечно не совсем точно выразился. Памятник строителям завода, а выходит, в том числе, и пленным немцам и просто уголовным элементам (красным -сотрудничающим с администрацией лагеря, а попросту согласным работать)…
Так корректнее??? Какие уж больно достижения, о чем Вы говорите! Крекинг завод, ранее бывший в эксплуатации в США, был демонтирован и поставлен по лендлизу. Американцы построили вместо него более современный.
Завод построен буквально на костях, как и поселок 116 км. А вот установки каталитического крекинга и сернокислотного алкилирования, ТЭЦ до сих пор еще пыхтят…
Утверждать не берусь, но была инфа, что КНПЗ досталась нам в качестве репарации от побежденной Германии. Надеюсь, что Игорь воспользуется Вашим приглашением и напишет здесь интересный пост.
Насчет костей — думаю, что это художественный перестроечно-демократический пиар-перебор (это ж не постройка Питербурга чисто вручную).
Про достижения можно много говорить в критериях того времени. Относительно же нашего можно отметить, что тогда, в годы 3 пятилетки, перед войной, в СССР — КАЖДЫЕ 7 (Семь) дней вводили в строй новое предприятие! Сейчас с той же скоростью их банкротят.
Да нет, КНПЗ начали строить в 1943 году. Напомню Вам, Курская битва была. О какой репарации можно говорить? Потом уже конечно использовали, при расширении завода и «трофеи».
Какое электрооборудование, специалисты, лучше могут подсказать трудится и по сей день.
Первая партия нефтепродуктов была получена в сентябре 1945г….
Спасибо за информацию. К сожалению, большая часть нашей истории — это зажившие своей жизнью рассказы отдельных людей, превратившиеся в мифы.
Насчет КНПЗ знаю, что с конца 1945 начал строиться продуктопровод «Куйбышев-Брусяны-Ужгород» силами военнопленных, в т.ч. австрийских.
В ДК «Нефтяников» был музей раньше, может там что интересное найти можно для Вашего блога.
Спасибо Вам огромное за информацию, читаю с удовольствием…
Появилась и предвыборная ложка дегтя о КНПЗ:
http://moskprf.ru/rabochee-dvizhenie/spasite-nas-ot-er-i-putinskoy-rosnefti-otkrytoe-pismo-rabochih-knpz.html
Пора все таки страничку об истории завода заводить!
Вычитал у некоей Алины Райз в рассказе «Самара-городок. Законы любви на Безымянке» такую сентенцию:
«По неписанным законам Безымянки отношения мужчины и женщины выстраивались по «понятиям». Парень мог дружить с девушкой. Через какое то время у них возникала близость и девушка становилась «подругой» парня. Он мог жениться на ней ,а мог и бросить, ради другой. Это считалось нормой.
Если девушка забеременела, то, как правило, и происходила свадьба. Парень мог изменять своей подруге.
А вот подруга не имела права этого делать. Если она бросала парня или изменяла, то её постигало жестокое наказание. Сам парень или его друзья могли её избить и повергнуть групповому изнасилованию .Это называлось поставить «на круг».
Девушка была опозорена и её никто после этого замуж не брал. Выбор у неё был невелик: либо уехать, либо в петлю. В милицию обращались очень редко: позор. Да и зарезать её за это могли потом .Вот такие законы рабочей окраины.
Ирина возмутилась:
-Ни фига себе! Прямо зоновские понятия.
Светлана ответила с усмешкой:
-Да. Так треть безымянковских парней либо сидела в тюрьме, либо будет сидеть .»
http://www.proza.ru/2016/11/15/733
====
Как думаете, насчёт «треть сидела или будет сидеть» не перебор ли? На мой взгляд, процентов 10-15.
С нашего двора (брежневская пятиэтажка в Негритянском посёлке) несколько парней отсидело в 1980-е. Но не треть явно.
смотря в какие годы, может речь о 1950-х шла?
Действие романа происходит в середине 1980-х.
Автор 1958 года рождения, если она описывает то, что сама реально слышала в юности от старших подруг, то получается — примерно середина 1970-х.
молодежь современная тоже любит писать о 1980 годах, как о времени царства криминала — нажрались пропаганды