Самара до железной дороги

1870 год (карта кликабельна в отличном разрешении)

1870 год. Полковник Генштаба Стрельбицкий руководит изготовлением карты Российской империи, включая Самарскую губернию.

Этот регион до строительства железной дороги: дыра — дырой. А дорога доходит пока только до Сызрани, которая, как уточняет Andrey, как и вся правая сторона Волги напротив Самары входит в Симирскую губернию.

Статистика по народонаселению губернии: Сызрань — 297 дворов, Самара — 257, Ставрополь —  60,  Сергиевск — 26, Бобровка -22, Алексеевск — 20, Черноречье — 15. (Дворы исчисляются десятками).

«Двор» по словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Евфрона — здесь (в реале это налогоплательщики)

в 1870 г. Рождествено еще называется Рождественское и в нем 17 дворов. Острова Поджабного на карте не видно (он прорисован в виде полуострова), острова Коровий тоже нет.

Очень любопытна береговая линия Волги в районе Екатериновки, при этом район от Липягов до Екатериновки — это сплошная зеленая зона.

Много зелени и на территории современной Самары: глядя на карту 1870 года, понимаешь, почему просеки называются просеками. Кроме того, леса видны и в районе Томашева (современная Ново-Вокзальная). Однако главные легкие губернского центра — это территория за Самаркой в районе Черноречья.

масштаб карты 1:420 000 (1 дюйм — 10 вёрст)

Другие изменения за прошедшие 140 лет вы обнаружите сами.

Общее ощущение, что в то время губерния была малоизученной территорией — своего рода Диким Востоком России.

13 responses to “Самара до железной дороги

  1. Между прочим, правобережье Волги — не Самарская, а Симбирская губерния. Рождествено и даже остров Зелёненький — другая губерния.

  2. Остров Поджабный в то время носил название «Рождественский» и через дамбу и намывшиеся около нее пески соединялся с селом Рождественское. Что не мешало горожанам Самары использовать его в своих целях (выпас скота), на что рождественские постоянно слали жалобы в Питер и судились.
    В конце XIXв. Волга прорвет эту дамбу и снова пойдет во старому своему руслу, а около Самары (от Симбирского спуска до устья Самарки) обмелеет.
    Насчет Коровьего острова -интересно, на нем ведь в это время были расположены предприятия Нобеля и туда (впрочем, как и в Поджабный затон) заходили его суда (может в период составления карты протока сильно обмелела и ее не сочли нужным указать?).

  3. Примечательно, карта 1870 года, но на карте нет ни одного немецкого поселения. Смотрел по северу губернии.
    Только на территории Кошкинского района их было около 24 поселений.
    Первое было основано в 1858г Алексанроталь, ныне Надеждино. Село большое, на всех последующих оно есть. 13 лет уже село стояло, как полковник Генштаба за карту принялся.
    Что это, полит.коньюктура или русская нерасторопность пана Стрельбицкого?

    • если генштаб, скорее всего, свои рассчеты какие-то, хотя в тот момент мы союзниками были с немцами

  4. Кстати, Александроталь (Надеждино) отсутствует и на карте 1939г.
    А на этой есть следы подчистки в этом месте: обозначение «Х.» без продолжения, — при этом другие хутора с названием.

    • Действительно хутор без названия есть, а долины Александра Освободителя(Алексанроталь) нет. Шифровались чёта бауеры.

  5. прикольно что владимировка в 2 раза больше чем екатериновка .а теперь наоборот))

  6. Не подскажите . где можно посмотреть аналог данной карты примерно начала 1900-1905 годов. вплоть до революции, спасибо заранее.

    • аналогов не видел, а карты самой Самары начала века попробуйте найти по меткам в блоге «карты и фотографии Самары»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s