Самара, Заводское — Мальцева

Жиркомбинат

Угол Заводского шоссе- пр. Мальцева в Самаре — сплошной продоволственный узел. Тут тебе и  шоколад, и молоко, и майонез.

интересно, тут подсолнечное масло хранят?

Да еще остатки легендарного мясокомбината переделанные под Палыча и прочих.

один из корпусов Самаралакто

автопарк Самаралакто

во дворе Самаралакто

Правда, лично меня здесь удивляло всегда другое — общага на пр. Мальцева. Это такое же оторванное человекообиталище, как  и общаги на Кабельной. Вдали от цивилизации… 

справа от жиркомбината - общага, еще правее - переделанный мясокомбинат

21 responses to “Самара, Заводское — Мальцева

  1. Вчера был в библиотеке и лазил по «Волжскому Комсомольцу» (1958-1959 г.г.). В отличие от середины-второй половины семидесятых годов, «хрущёвский» «Комсомолец» выглядит для меня гораздо интереснее. В декабре 1959 года была небольшая заметка про маршрут 9 автобуса и его проблемы.

    https://postimg.org/image/ep9ftkdr9/

    Перегруженность автобусов, которых в те времена было мало, удивлять не должна. Для меня было неким открытием узнать о том, что «девятка» ходила на Мясокомбинат ещё до строительства «нового моста» на XXII Партсъезда — через «старый мост» по Кирова. Вообще ряд автобусных номеров от 6 до 9 «увязан» с районом Безымянского крытого рынка: Поляна, Зубчаниновка, Падовка, Мясокомбинат. Вероятно, маршруты эти открывали примерно в одно и то же время.

      • Так ведь полчаса ждал, но сесть не смог. А пешочком идти от Мира до Мясухи даже сейчас удовольствие ниже среднего.

        • если автобусы ходили значит асфальт на Мальцева был?
          вот кстати тема Жень — асфальтирование курмышей в городе

          • Ну это понятно, что пуск автобуса или троллейбуса требует обеспечить асфальтированную трассу. Похожую проблему мы уже разбирали на примере троллейбуса № 9 и автобуса № 13.

            Или ещё один примерчик — когда в 1959 году построили крытый рыночек Советского района (бывшая «птичка» на Запорожской), это потребовало кинуть асфальт по Запорожской от Гагарина (ну тогда ещё Чёрновского шоссе) до рыночка.

            https://postimg.org/image/9dlkktgyt/

          • вот он! наконец-то фото этого рынка о котором все позабыли! Цыганка на него была похожа

    • Вообще ряд автобусных номеров от 6 до 9 «увязан» с районом Безымянского крытого рынка: Поляна, Зубчаниновка, Падовка, Мясокомбинат. Вероятно, маршруты эти открывали примерно в одно и то же время
      ======
      Я тоже так думаю. Где-нибудь в начале 1950-х или даже в самом конце 1940-х.

      • В отличие от открытия новых трамвайных или троллейбусных маршрутов, открытие новых маршрутов автобусов проходило без особо торжественного освещения в печати. Конечно, маршруты ТТУ были более капиталоёмкими, но всё равно — информационный перекос налицо. Из-за этого установить точное время начала действия того или иного автобусного маршрута непросто.

        В «Волжской Коммуне» за 24.10.1954 г. было написано об организации автобусного маршрута от Посёлка Мастеров до Западного Посёлка. Возможно, он шёл от квартала 66 по Ставропольской, далее по Кирова, через мост и по Заводскому шоссе. Если это так, то чем это не современная «девятка»?

        https://postimg.org/image/4j71e6z4l/

        Вообще к том году про транспорт писали много. К началу 1954 года в городе существовало 10 автобусных маршрутов, хотя самих автобусов было мало — только 40 штук. При этом современная «семёрка» (Крытый Рынок — Зубчаниновка) в мае 1954 года уже существовала.

        • Западный поселок — Госбанк тогда был больше настоящего там даже клуб свой был — Строитель, а потом они в Факел ходили

  2. Вот есть про историю асфальтирования улиц города:
    http://историческая-самара.рф/%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D1%84%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-(%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0)/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0-%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F.html
    К вопросу о твердом покрытии самарских улиц власти вернулись только к началу 30-х годов, когда в городе началось строительство новых общественных зданий, и в первую очередь Дворца культуры имени Куйбышева. В апреле 1932 года в нашем городе были уложены самые первые метры асфальтового полотна на улице Рабочей (бывшей Почтовой), на том ее участке, который находился под окнами здания областного комитета ВКП (б) и облисполкома.
    При этом нужно учесть, что в то время ведение таких работ в больших масштабах у нас было невозможно из-за полного отсутствия асфальтобетонных заводов. Битумно-гравийную смесь приходилось варить в огромных котлах непосредственно на месте стройки, а затем вручную заливать ею дорогу. Понятно, что производительность труда дорожников в этих условиях была крайне низкой.
    По такой же «ручной» технологии в течение 1936-1938 годов укладывалось асфальтобетонное покрытие и на месте будущей площади имени Куйбышева.
    Из сохранившихся документов и фотографий видно, что необходимые для бетонирования площади материалы на участки строительства завозились на тачках и конных повозках, а сваренный здесь же асфальт укатывали в основном ручными катками. Лишь на завершающем этапе, когда уже был почти готов грандиозный Дворец культуры, областному руководству удалось «выбить» для асфальтирования площади настоящий моторный каток, который ныне является обязательной техникой при любых автодорожных работах.
    Из-за отсутствия необходимых технологий и оборудования в предвоенном Куйбышеве все работы по благоустройству прочих улиц, особенно на тогдашних городских окраинах, велись почти исключительно по старинке. В частности, заводу имени Масленникова, который в середине 30-х годов начал возводить жилые дома на месте дачного поселка, расположенного вдоль сегодняшнего проспекта Масленникова, проезжую часть улицы пришлось, как и в XIX столетии, покрывать не асфальтом, а булыжником. Именно так был замощен и перекресток этого проспекта с нынешней улицей Мичурина. А в сентябре 2011 года, который стал рекордным по объему дождевых осадков, этот участок дороги оказался размытым почти до основания, и тогда горожане с удивлением увидели выглядывающие из-под асфальта булыжники, уложенные сюда три четверти века назад.
    Что же касается самых первых в нашем городе асфальтобетонных заводов, то они были возведены Управлением Особого Строительства (Особстроем) только в годы Великой Отечественной войны.
    Такие предприятия тогда располагались на Безымянке, в непосредственной близости от новых авиационных производств. По этой причине асфальт на нижнем отрезке нынешнего проспекта Кирова и на улице Победы появился даже раньше, чем во многих местах старого города. В последующие годы протяженность дорог с твердым покрытием в Куйбышеве продолжала увеличиваться.
    Кстати, накануне Великой Отечественной войны во всей Куйбышевской области за пределами областного центра было всего три участка дорог с асфальтовым покрытием: Куйбышев — Красный Яр, Куйбышев – Дубовый Умет и Сергиевск – Исаклы. А широкомасштабное строительство асфальтовых магистралей у нас началось только в 50-е годы.

  3. Вполне вероятно, что асфальтовый завод за жд линией в районе Конного проезда (в честь которого Восточный посёлок получил кличку «Негритянский») был как раз-таки построен УОСом и использовался для асфальтизации Безымянки и дорог в Зубчаниновку, Смышляевку. В принципе, асфальтовый завод могли успеть построить в 1941 году, т.к. уже в феврале 1941 года существовал 3-й район УОС в районе платформы Зубчаниновка, задачей которого было строительство аэродрома для авиазаводов и автодорог. К апрелю 1941 года численность заключённых 3-го района выросла с 2372 до 4400 человек, имелось уже 2 лагучастка (в 1 и 4 км от платформы Зубчаниновка).
    В апреле 1942 года в списке подразделений УОС 3-го района уже нет, вместо него появился 6-й участок (Зубчаниновка) — 2204 чел.
    По состоянию на сентябрь 1942 г. упоминается уже 4-й лагучасток (Зубчаниновка) — 2676 чел., его задачи: строительство жилых домов, обеспечение рабочей силой базы общего и технического снабжения, производственного комбината, железной дороги, автотракторных баз.
    Строительство жилых домов Безымянки вёл 4-й район УОС (лагподразделения которого дислоцировались недалеко от нынешней пл. Кирова) в 1941 году и первой половине 1942 года, численностью около 5700 чел. К осени 1942 года 4-й район УОС был реорганизован во 2-й лагучасток (Жилстрой) с численностью 7418 чел., а в феврале 1943 года «Жилстрой» преобразован в строительный участок № 1 с подчинением ему 4-х прорабств, осуществлявших жилищное и культурно-бытовое производство.
    (Из книги «Строго секретно. Особстрой-Безымянлаг. 1940-1946»).

      • Макс. численность суммарная численность заключённых Безымянлага (всех районов и участков) в конце 1941 года достигала 91 тыс. чел. Это был один из самых крупных объектов лагерной системы СССР (вроде бы только на Беломорканале было больше заключённых).

    • Спасибо! Асф. завод ликвидировали спустя 10 лет после этой заметки, в конце 1970-х. Там ещё упомянут вновь построенный «гараж» — речь идёт про крупный таксопарк (один из двух или трёх, которые были в Куйбышеве), который располагался на Конном проезде (на месте бывших конюшен) и функционировал вплоть до развала СССР..

    • По-моему, в Сети есть две похожие «самолётные» фотографии — эта и ещё одна, со смещением обзора по Победе в сторону Калинина. Насколько помню, в кадре там были даже некоторые довоенные дома Сажереза.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s