Причалы Самарки: от Лихачева до Матвеева I

гидротехнические останки на берегу рядом с речпортом

Кто-то видимо обратил внимание, что многое из того, что сегодня вызывает у горожан ностальгию по реке Самара, связано с 1950-1970 гг. Тогда же происходил и рост жилых поселочков вдоль Самарки.

Как я недавно понял сам — это отголоски послевоенных годов – «золотого времени» для речного транспорта на малых реках России. Как и остатки разных гидротехнических сооружений по берегам Самарки.

останки левого берега

Никогда раньше до этого и никогда потом эти речушки не привлекали к себе столько внимания со стороны государства и менеджеров транспорта.

Хотя 1945 год – год Победы, казалось бы, открывал перед страной новые возможности по разным направлениям – Россия получила громадное количество транспорта по лэнд-лизу и репарациям. Видимо реки ввиду отсутствия нормальных дорог были весьма привлекательными для транспортников

самая раритетная находка на левом берегу

 Удивляет число разного рода контор, которые занимались малыми речушками России. Правда, непонятно почему они постоянно находились в состоянии реорганизации. Возможно, все ресурсы СССР кроме ВПК уходили на поддержку разных Грузий, Прибалтик и Ташкентов, а российской инфраструктуре доставалось по остаточному принципу, вот и пытались здесь заново складывать кубик-рубик из нищих подачек.    

 Что интересно именно с этими многочисленными конторами по малым рекам связана и та инфраструктура начала 1970 гг. грузовых пристаней и причалов по Самарке, которая была разыскана пользователем форума pavelp1976  на сайт Общественный транспорт в Самарской области 

останки рядом с Южным мостом

Все пристани Самарки на 1971 год (до появления Южного моста)

Утевка 123 км. до Устья Самары

Домашкино 101 км

Золинки 54 км

этот справочник причалов и нашел pavelp1976

Устье реки Кинель 47 км

Алексеевка 43 км

Устье реки Падовки 41 км

Совхоз им. Чапаева 35 км

Щучья Яма 27 км

Поселок Чкаловский 24 км

Красное озеро 24 км

Безымянка 22 км

Совхоз Пионер 18 км

Мясокомбинат 17 км

Толевый завод 12 км

Кирпичный завод 8 км

мост Самарский 5 км

Верхний Мол 5 км

Причал Коса 3 км

 pavelp1976 конкретизирует — Конечно тарифное руководство (из которого были почерпнуты названия причалов – Игорь Кондратьев) это не перечень судоходных участков. Это просто значит что некогда в советское время эти участки считались судоходными (или по крайней мере их хотели сделать судоходными).

каналы напротив ул. 22 партсъезда

Как видно, все пристани на малых реках были открыты только по четвертому параграфу. То есть на них не было пристаней Минречфлота, все пристани были только ведомственные. Это удивительно, на Безымянке могли бы указать и государственную пристань. Хотя может, просто ведомства не обновили список своих действующих пристаней…

…Я думаю тут ноги растут от малоизвестной советской конторы под названием «Главное управление по транспортному освоению малых рек (Главречтранс) при Совете Министров РСФСР»…. В Москве был так сказать ихний федеральный центр, а в каждом регионе были свои региональные управления по транспортному освоению малых рек. Я думаю, что все подобные сведения по малым рекам в тарифном справочнике растут именно от этой конторы.

канал правого берега на ул. 22 партсъезда

Кстати говоря, есть один малоизвестный факт истории. Та контора, которая сейчас называется министерство транспорта Самарской области, в послевоенние время называлось управлением по автомобильным дорогам и транспортному освоению малых рек. Тогда одно время виды транспорта делились на союзные и региональные. К союзным видам транспорта относились железные дороги и магистральные водные пути, а к региональным видам транспорта относились автомобильные дороги и малые реки.

министр Матвеев должен заниматься и малыми реками (с сайта http://www.car-mania.ru)

Так что в послевоенное время в Куйбышевской области транспортным освоением малых рек занимались вполне организовано и под федеральным руководством. Хотя результат этой работы вышел так себе, книги типа тарифных руководств, стали одними из самых заметных памятников этой работы.

левый берег, похоже на канал (напротив 22 партсъезда)

Документы, проливающие свет на историю организации причалов на Самарке в июне 1941 года системой Гулага, описаны Натальей Санниковой:

Из приказа по Управлению особстроя об организации причалов на косе р. Самарка и острове Песчаный в районе Красная Глинка

26 июня 1941 г.

В соответствии с распоряжением СНК ССР от 27/У-41 г. за № 2585, телеграммой зам. наркома внутренних дел СССР тов. Чернышова, зам. наркома Речфлота тов. Лукьянова и протокола совещания от 2/VI с/г с представителями железной дороги им. Куйбышева и СВРП по вопросу организации причалов для переработки грузов, идущих в адрес строительства, организовать причалы в следующих пунктах:

I. Три причала на косе р. Самарка, к 30 июня из них:

Кирпичный – один

Известковый – один

Цементный – один

II. Шесть причалов на острове «Песчаный» в районе Красная Глинка, к 23 июня. Из них:

Каменных – два

Кирпичных – два

Щебня – два

В целях выполнения работ по постройке причалов и их механизации в указанные сроки ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Начальнику конторы водных перевозок тов. САФРОНОВУ:

а) Не позднее 28 июня с/г года составить схемы расположения причалов с указанием вида механизации для производства погрузоразгрузочных операций.

б) К 28 июня выдать заказ через отдел оборудования Ср. Волж. пароходству по проектам последнего на изготовление: 18 комплектов приводных и натяжных станций, 20 штук люковых ленточных транспортеров с металлической рамой длиной 8 мтр. каждый, 4 шт. люковых лент, транспортеров с металлической рамой длиной 4 метра каждый, 1600 штук роликов желобчатых и Куйбышевскому ДОКу на 3000 шт. дубовых подшипников.

в) Со спадом воды на «Красном озере» обеспечить демонтаж, переброску и монтаж механизмов на острове «Песчаный» с укладкой прокатных дорожек на площадках складирования грузов.

18 г) Обеспечить приемку механизмов от СВРП и доставку их на причалы косы р. Самарка для монтажа по нарядам отдела оборудования.

д) На период перехода с «Красн. озеро» на вновь организуемые причалы организовать три временных причала на острове «Песчаный».

е) Заключить договор с 4-м Куйбышевским техническим участком водных путей на предмет обследования и очистки подходов к причалам острова «Песчаный».

One response to “Причалы Самарки: от Лихачева до Матвеева I

  1. Уведомление: Самарка на зашифрованных картах НКВД « Город на реке Самара·

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s