Побережье глазами поэта

Кабелька между Луганской и Малоярославской

Поселок «Кабелька» (часть Железнодорожного района между ул. Промышленности и железной дорогой, растянувшаяся от ул. Авроры до ул. Ракитной) – в числе самых малоизвестных частей Самары.

Уже несколько раз «Город на реке Самара» описывал эту окраину города «Чумовая Самара», а она по-прежнему хранит в себе много нового и загадочного.  

KVANTRISHVILI (фото с сайта Новой газеты)

Подробно поговорить по поводу «Кабельки» и окружающих ее дач («Мертвый город»), вдоль железной дороги я решил с поэтом Георгием Квантришвили, детство которого прошло в этом поселке.

ул. Промышленности 39

— Дачи Кабельки и в 1970-1980 гг. криминализованы были и вообще как там жизнь на дачах проходила?

Криминализован вообще весь район был. У нас грешники жили. Был один сумасшедший, он выходил на балкон и речи толкал…
На дачах народ был частично местный, частично приезжали откуда-то, люди хмурые были и неразговорчивые. Один отсидевший, помню, говорил, что дачи держат вохровцы, бывшие вертухаи, и надо их пожечь.

На ржавом заборе бывшей дачи надпись «Никола»

раньше жители думали, что здесь строятся вертухаи

Дачников, я что-то не слышал, чтоб специально били. драки были не редкость, но не по принципу «против дачников» 🙂
У местных пацанов воровать с дач было в порядке вещей: я сам, грешник, залезал, но вообще-то я стеснялся, бабушка когда-то учила, что нехорошо и мать, когда узнала, втык сделала: «ну что ты на соседей смотришь, у них ведь есть нечего, а ты разве голодный?» — в общем, я устыдился.
Обычно на то время, когда клубника спела, хозяева приезжали и селились на дачах, а до этого подростки крали редиску. Я, помню, этой редиски с друзьями наворовал, и ел, давился. осенью яблоки крали. Вот яблок не помню, а редиски наелся до отвращения на полжизни.

самым ценным считали клубнику

На время клубники на дачах жили постоянно, в том числе те, у кого капитальных домов не было, иначе тырили все подчистую.
Ещё была традиция: весной, когда в армию набор, лезли толпой по дачам и рвали цветы охапками.
Я учился в школе 18, а мой друг пошёл в школу за Ж/Д (№59 в Толевом). У него в классе учился любитель дачные домики грабить. Фирменный почерк был — …как взломает — обязательно насрёт.

— Куда бегали купаться на реку на пляж в Запанской или ближе?

— Купаться мы (от ул. Ракитной до Луганской) ходили на пляж по той самой железной лестнице, что была  рядом с Черметом. Там еще овраг имелся с импровизированной помойкой, потом его засыпали.

Шиком считалось доплыть до другого берега Самарки и обратно. Бухать тоже ходили на пляж, если других мест не было. Я там первый раз в жизни напился до потери сознания.

Трупы на прилегающих к Южному проезду дачах — да, слышал про такое, но, кажется, на Самарке по-пьяни чаще тонули. Один раз на моих глазах компания пошла переплывать туда-обратно, а вернулись в сокращённом составе. Кстати, раков на той стороне ловили.

Луганская 10, 1952 год

— Что можно рассказать про маленькие улочки на Кабельке?
— Улицы Цементная, Горская, Речной переулок — я в эти места по трём надобностям ходил.

Во-первых, там какая-то трава росла, у неё в метёлках эдакие микро-дротики были, кидаться ими прикольно было, там ещё семя было на конце — к одежде цеплялось. В спину кому-нибудь накидаешь, а он ходит как дикобраз.
Во-вторых, рядом с Цементной на запасных путях вагоны пассажирские стояли. Мы по ним лазили. те, кто постарше, с девчонками в этих вагонах миловались. А однажды, помню, в каком-то составе мы обнаружили, что все тумбочки в купе проводников забиты какой-то фигнёй, свёрнутой в рулоны.

слева одноэтажный белый дом — Луганская 6, 1946 г., в центре — Луганская 8, 1947, справа — Магнитный переулок 26, 1947 год

Мы их набрали и устроили серпантин — кидали с горы. уже потом я узнал, что эта фигня называется «туалетная бумага»
В-третьих, если через железную дорогу перейти, там на одной из дач по улице «Третий год пятилетки» мастерская художника была. там скульптура стояла здоровенная, метра четыре, её с электрички было видно, если приглядеться. там было полно «камушков» — фрагментов мозаики (вроде той, что на ветеранских фонтанах между площадями Устинова и Славы). Мы ими карманы набивали, потом менялись.

Селенгинскую улицу, кажись там подъезд есть с ул. Промышленности, строили при мне в 1970 годах.

сейчас на Луганской появились такие дома

На ул. Ракитной помню только склады, базы — что-то такое.
Дом на Структурной 4 в мои времена (1970-1980гг. ) был обитаем и остальные дома в этом квартале получше выглядели.

— Какие проблемы были в том районе, когда вы там жили?

—  С цыганами бывали частенько.
Дома в районе ул. структурной от школы № 18 в сторону кладбища называли цыганским посёлком. Хотя там, вроде, цыгане даже и не в большинстве, да и кое-где в других местах жили.
Учителя в школе предупреждали, чтобы не связывались с ними.

Малоярославская 7а, 1952 год, самый симпатичный и самый треснувший

Однажды какой-то пацан отвесил цыганёнку — пришла толпа, школу взяли в осаду, пацан выпрыгнул из окна какого-то кабинета, но его всё равно поймали и наваляли.

Что интересно – эту историю рассказала нашему 4-му классу руководительница на классном часе, ради поучения.
В общем, цыган побаивались. Ну, они этим и пользовались, «выступали», хотя далеко не все.

Луганская 10, со двора

В нашем классе был цыган – очень доброжелательный, вменяемый пацан, не помню с ним никаких конфликтных ситуаций, а еще один – его сами цыгане за своего не считали, отец у него был мент, потом его за это бойкотировали и избили (били тоже цыгане, но не из нашего класса) до полусмерти прямо пред доской – всё было в брызгах крови.
Однажды у меня с цыганами возникли проблемы, мой друг попросил знакомого — у того двое дядек сидели, т.е. человек был авторитетный :-), и проблемы были сняты
т.е. криминальные авторитеты и у цыган уважались. не такие уж они буйные были и неуправляемые  🙂

Малоярославская 9

Еще о криминалитете: у меня сложилось впечатление, что все рабочие районы Самары здорово криминализованы были, особенно промзона вдоль железной дороги, от стошки до зубчаги.
Тут находились посёлки преимущественно от заводов не особенно больших, условия труда паршивые, особой квалификации не требовалось.

Авиазаводы или ГПЗ (на ГПЗ я работал, совсем недолго, правда) — там криминальная обстановка явно куда мягче была.
А, отсидевших не особенно-то и брали на работу, кому с судимостью работник нужен?

Кстати, насчёт путешествий по этим местам.

свой строительный мусор владельцы особняков выкидывают на сторону двухэтажных домов Кабельки

Нам даже в клуб «Знамя» в Толевом не совсем безопасно было ходить. Хотя некоторые с нашей стороны железки в той школе учились. Но несколько раз попадал я в нехорошие ситуации. Даже с ножом познакомился, правда, удачно, пальто порезали, до тела не достали.

Мало того, даже так было: я, когда из школы домой возвращался, угол срезал и шёл через дворы. за право проходить через один из дворов приходилось регулярно с местными драться. т.е. идёшь и ждёшь — вот сейчас выскочат, надо сразу в носопырку 🙂

ул. Промышленности 37

А уж в далёкие места ходить — себе дороже. ну, если только кого-то знаешь из местных. потому-что первый вопрос: ты кого знаешь? Кису знаешь? Малыша знаешь?
Если звали в гости знакомых из других мест города — заставляли их запомнить несколько имён в качестве пароля.

— Что из элементов современной цивилизации имелось в поселке Кабелька: магазины, домашние телефоны?

 

 — Мороженое в магазинах на ул. Промышленности продавалось. Кафе или что-то такое было недалеко от клуба «Знамя», но это было совсем в раннем детстве.

 

На выходные выезжали в кинотеатр Старт на ул. Революционной, там рядом Кулинария была с пирожными-картошкой и тортом Прага. По самым большим праздникам – в Треугольник на Куйбышева. Но вообще у меня не самая типичная семья была, особенно для Толевого, матушка – преподаватель в институте.

В Треугольник и с пацанами катались, покупали билет одному из компании, он потом запасный выход остальным открывал 🙂

 Магазины в Кабельке вроде там же и остались — по ул. Промышленности, на Уфимской — это мой, я в него за молоком-хлебом ходил и на Луганской, туда иногда приходилось ходить, если хлеб в нашем кончался, такое бывало нередко. Вспоминаю, как докладывал матери: в нашем магазине хлеба нет, сходил на Луганскую — тоже нет.  Приходилось ходить по соседям и занимать половинку-четвертинку.

Вот за это, кстати, на частников злились: некоторые свиней растили и хлебом кормили, благо он тогда копейки стоил. Ещё на Структурной, в Цыганском посёлке магазин, но я в него вообще ни разу не заходил.

Когда мы с матушкой в район пл. Революции переехали, после каждого похода в магазин лёгкий шок испытывали: то колбаса копчёная, то апельсины, то кофе растворимый: в нашем-то магазине на Уфимской главным украшением витрины были два здоровенных засиженных мухами квадратных куска: комбижира и шоколадного маргарина, а сзади на полках консервы, лаврушка и супы в пакетах. Даже хлеб был совсем не такой, с кусками теста непромешанного и серый. Пивнухи поселка я что-то не помню, пивнушку позже построили, а пивом на разлив торговали.

Телефоны… что-то даже и не помню, у кого они дома были. Моя матушка ходила звонить в общагу Чермета, может это и не общага вовсе, я этот дом сейчас так задним числом назвал. Душ там точно был. хотя стоп… люди точно жили. Бельё висело. Жёлтое здание — окна прямо на овраг выходили, который засыпали сейчас. а с другой стороны оврага — проход на ту самую железную лестницу к Самарке. Там в общаге и помыться в душе иногда разрешали по предварительной договорённости с вахтершей. Потом кому-то из начальников это не понравилось и лафа закончилась.

окончание следует

One response to “Побережье глазами поэта

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s