Стройотряды из Самары — 2

комсомольская площадь 1986 г.

Самая расхожая среди старых стройотрядовцев байка гласит — вот при них движение было нормальным, а потом оно, мол, скисло. Стало обязаловкой. На самом же деле большинство ребят и девчат, прошедших через эту школу романтики и первого самостоятельного заработка сегодня с одинаковым чувством ностальгируют по тем временам. И своей комсомольской молодости. Вне зависимости от того, когда они выезжали в ССО: 1960-е, 70 или 80-е годы и хотели ли они сами тогда после 2 курса ехать в отряды или их оправляли на трудовой семестр пинками.

так учились работать руками

Сегодня для всех них ССО — это святое. Ну, может кроме тех комсомольцев, которые в начале 1970-х «сгорели» на хозяйственных махинациях и были отправлены в ссылку. Не на каторгу Колымы, а в вузовскую аспирантуру. По протекции сердобольной Тамары Сухобоковой — секретаря обкома ВЛКСМ.

На территории области в 1960-е ССО строили ВАЗ и Автозаводской район Тольятти — Автоград. Всего этот район встал государству в 440 млн. рублей, но зато здесь строительство шло по всем правилам, а сам он имел классический вид квартальной застройки. Где в каждом микрорайоне с населением 10 — 12 тысяч жителей свои торговые и образовательные объекты. Такое было и в Куйбышеве — в микрорайонах Приволжском, ДОСААФ, Черновских садах, Сад — Совхозе, но чтобы почти целый город был построен в степи — такое было впервые после Комсомольска — на Амуре. Огромная заслуга в этом деле принадлежит и стройотрядовцам 1960-х.

субботник на кладбище

Однако еще целина показала и недостатки стройотрядовского движения. Ребята ехали на работу без специальности, на местах не были готовы к их приему, студенты могли в другом регионе подцепить какую-нибудь местную заразу. И вообще узнавать друг друга студентам лучше было еще дома, по совместной работе. Чтобы потом лень твоего товарища не становилась неприятным сюрпризом где-нибудь в тундре. Именно поэтому появление областного штаба ССО в 1970-м стало новым этапом в движении. Комсомол вузов слишком за многое брался — от организации студвесны до борьбы с хиппарями, а стройотрядовцы отвечали конкретно за трудовое воспитание студентов-тинейджеров.

второй слева — Филипенко, крайний справа — Осокин

И их подготовку к третьему трудовому семестру летом, начиная с осени. Дел было невпроворот. Не туфты, а конкретных дел. Сначала отряды отчитывались за лето, потом утверждался командный состав ССО на следующий трудовой семестр, шла запись в отряды, на местах заключались договора под будущую работу, проходила учеба отрядов нужным навыкам и профессиям, медосмотры и вакцинация, подбор в отряды врачей, шла подготовительная работа.

1 мая 1985 года, сверху — Сергей Симонов, внизу — Анатолий Осокин

Те же апрельские субботники, приуроченные к дню рождения Ленина – 22 апреля, вузы Куйбышева проводили не абы как, а все городские улицы и переулки, закрепленные за институтами расписывались за ССО, которые и убирали их. А потом дружно шли пить пиво. Кроме того, стройотрядовцы не вылезали из подшефных детских домов, помогая им делать игровые площадки, подбирать для библиотек литературу и вообще занимаясь с детьми.

Кстати, самыми классными были стройотряды у которые традиционно имели выгодные выездные объекты за пределами области. Такие не меняли названия десятилетиями, попасть в них считалось большой удачей, а костяк не просто собирался не просто раз в год, на лето, но и держался вместе постоянно. Руководя в тех же общагах студсоветами и отмечая вместе все свадьбы и праздники. Этих ребят уважали и в деканатах, как своих активистов.

Хотя не все студенты горели желанием работать летом руками. Будущий психолог Николай Магомедов, например, это время отдавал детям в педагогических отрядах, а депутат Алексей Ушамирский, вместе со своим другом (будущим чернобыльцем) Игорем Еленицким «западал» по уголовному розыску в оперативно-комсомольском отряде при Ленинском РОВД.

Колычев всю жизнь неразлучен с Курт-Аджиевым

Первыми командирами областного штаба ССО в 70-м году стали Покровский и Шатунов, в 1971-73 гг. его возглавлял Владимир Череповский, в 1973-75 гг. Виктор Павлович, 75-78 гг. Александр Колычев, 1978-83 гг. Ждановских, 1983-84 гг. Владимир Филипенко, 1984-87, Геннадий Бочков, и последним в 1987-91гг. стал Саша Фарманов (или в просторечье Фурманов).

Хотя не только этими фамилиями делалась история областного студенческого отряда. Экс вице-губернатор Андрей Калмыков, последовательно был комиссаром отряда, где занял первое место по вузу; комиссаром штаба трудовых дел мединститута; начальником штабов — институтского, и зонального. К такой биографии его обязывала и родня — мама Андрея Светлана Леонидовна раньше сама была активной комсомолкой, а потом работала на кафедре научного коммунизма.

Руководитель Волготрасстроя Вячеслав Сонин занимался в железнодорожном институте комсомольской работой, в стройотрядах. Его первый ССО работал в Оренбургской области, на станции Сорочинская, строил мост. Ремонтировал дороги в Кинеле и Безенчуке. Два раза был Сонин и комиссаром отряда.

Слава Ермаков

Владелец фирмы «Вершина» Вячеслав Ермаков, начал выезжать в стройотряды еще с рабфака, хотя по сложившейся практике это было принято делать только после 2 курса.

Учредитель Волгопромгаза Андрей Кислов За лето в стройотряде на объектах народного хозяйства зарабатывал по две и три тысячи рублей.

Дато Катамадзе справа, рядом Толик Дряев

Муж известной джазовой певицы Нино Катамадзе – Дато, трудился в 1985 году командиром студенческого отряда на стройках Самарской области.

Владимир Загреков

Совладелец фирмы «Стройкаб» Владимир Загреков в 1986 г. вывозил стройотряд на Сахалин, где молодые самарцы впервые познакомились с экзотической кухней Дальнего Востока, насыщенной морепродуктами.

Гендиректор ЗАО «Геострой» — Санкт-Петербург, Анатолий Осокин, прошедший все ступени стройотрядовского движения – от бойца отряда до руководителя зонального штаба.

Через стройотряды также прошли Александр Сушин (ныне главврач ММУ Городская поликлиника №2), бывший врач областного штаба ССО, Сергей Курт-Аджиев (ныне директор «Самарской газеты») главный инженер областного штаба ССО, Владимир Бакулин (партия «Единая Россия») комиссар областного штаба ССО и много другого народа. Переносившего все эти передряги стоически. Как, например, дочь одного из совладельцев АО Роспечать — Ростислава Фещенко — Наталья — комиссар женского отряда, работавшего в Усолье Шигонского района. Как раз напротив президентской резиденции. Ее отряду пришлось выдержать особенно буйный натиск местных хулиганов, когда аборигены утопили одежду студенток в туалете. А милиция девушкам не помогла по той причине, что местный участковый был среди «нападавших».

Кстати, летние испытания не только иногда вознаграждались копейкой, но и путевками. За бугор. Самым ценным был зимне-весенний морской круиз вокруг Европы, с заходом в Магриб.

Правда, часть денег, которые расписывал областной штаб на институты в качестве премий участникам ССО, должна была возвращаться в область наличными лавэ. Поэтому такие премии выписывали на особо доверенных людей.

11 responses to “Стройотряды из Самары — 2

  1. Да, лидерам ССО приходилось на практике постягать науку управления трудовым коллективом в условиях тоталитарного режима, со всеми его идеологическими прибамбасами. Многим это помогло устроиться во взрослой жизни. Из моих однокашников есть такие, сейчас члены ЕдРос и краснорожие чиновники. Сам же всегда сторонился непрофессиональной активности, убивающей мое время: сельхоз работы, овощехранилища, субботники, обязаловка с ССО. Серьезные занятия спортом, начиная с восьмого класса, помогали в этом. Можно было отказываться, ссылаясь на тренировки, сборы или соревнования. Комсомол с его собраниями и ленинскими зачетами вызывал тихое раздражение. Предиочитал клубные коллективы парусников, подводников. Стал профессиональным водолазом и после третьего курса, летом зарабатывал в ОСВОДе, на осмотре пляжей, трубопроводных и кабельных переходов, причалов.

    А в целом, посты про ССО и то время очень интересны.

  2. а водолазом на Самаре приходилось работать
    если да, в каких местах?

    • Да, какую-то трубу смотрел в районе Алексеевки в середине 70-х. А вот за раками частенько лазил в пойменных озерах.

  3. Уважаемый г-н Кондратыев,

    Пишет Вам Куни Събев из Болгарии.
    В Вашем материале ,,Стройотряды из Самары – 2’’ случайно увидел Сергея Симонова.
    В 1986 г. я был в строй отряде в Куйбышеве. Там я подружился с Сергеем. Получилось так, что я женился на девушке из Самары и Сергей стал моим свидетелем на свадьбе.
    С тех пор мы не виделись и потеряли связь. Когда увидел его на фотографии, очень обрадовался. В интернете есть много людей в Самаре с этой фамилией, но так и не нашол друга.
    Очень Вас прошу, если у Вас есть такая возможность, сообщите мне его E-mail или подскажите другую возможность связаться с Сергеем.
    Прошу прощения за беспокойство, но ето единственная возможность найти друга.

    Заранее Вас благодарю!
    К. Събев

  4. В начале 80 годов в СО проводников устроиться была целая проблема.,только заслужанным активистамю Чего только стоило поездки в Москву во время Олимпиады. да потом -это продуктовые рейсы , хотя стояли в Мокве недолго успевали подзатариться, а поездки в Адлер , там вместо 20 студентов-проводников ехало в 2 раза больше , на море целый день поплескаться и домой, ну самые крутые рейсы — то это в Джалал Абад. Там поезд стоял почти 20 часов.прибывал где-то в 12 дня по местному и отправлялся в 9 уира следующего дня.Так что народ разбегался по кишлакам в поиске дефицита .Тогда за хлопок столько ширпотреба в Среднй Азии было.Так вот как-то за месяц столько сухого вина ( Болгария. Венгрия) было вывезено, торговцы рады были , духи болгарские Сигнатюр -если кто помнит, так местные барыги с Энергетика( кто помнит , знает что это) нас встречали как дорогих , как ЭТО СКАЗАТЬ менеджеров по продажам. И ещё немного : это войсковые части вдоль афганской границы от ст Сырдарьинская до г Термеза ( а это 109 км) разграничены только колючкой и сторожевыми будками.И ещё незабываемая картина на вокзале в Душанбе : в районе багажных отлелений ну просто горой сложены большие ящики с цинковыми гробами. Я знаю размер этого груза , приходилось сопровождать во время срочной из ГСВГ в период 1977-1978 годов, Вот такой у меня был ССО 80-81 годов.

    • супер воспоминания, спасибо
      а с Женькой Пирожковым (он учился в путей сообщения) или Лешкой Даниловым (он вагонах-ресторанах работал от Куйбышева) не доводилось пересекаться?

    • ну самые крутые рейсы — то это в Джалал Абад. Там поезд стоял почти 20 часов.прибывал где-то в 12 дня по местному и отправлялся в 9 уира следующего дня.Так что народ разбегался по кишлакам в поиске дефицита .Тогда за хлопок столько ширпотреба в Среднй Азии было
      =====
      В 1980-х годах (а вероятно и раньше тоже) ходил поезд № 135/136 Куйбышев – Джалал-Абад. Мы на нём в Байконур ездили (т.к. на проходящие скорые поезда билеты было купить трудно, а на этот продавали за 45 суток). Но и ехал он 36 часов, а скорый 28.
      В начале 2000-х пару лет ходил поезд № 235/236 Самара-Андижан. Окна вагонов были затянуты сеткой от панцирных кроватей.

  5. Тоже в свое время посчастливилось поработать в стройотряде от Куйбышевского машиностроительного техникума,Астрахань,с.Травино 1985год,убирали помидоры,огурцы,с деньгами конечно «кинули» в основном в 1-месяце,помню с другом получили по 1руб.,все остальное как объяснили -съели,да типа штрафы,да это ладно,зато было весело,сейчас частенько вспоминаем с друзьями то время удалое,жаль фотки добавить нельзя

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s