В октябре 2009 г. мне позвонил Александр Шугуров: один из известных в 1980 гг. самарских «зональщиков» (руководителей зональных штабов студенческих стройотрядов):
— Ты не слышал, говорят, Веня Ефимов умер? (Ефимов в 1980 гг. работал главным инженером областного штаба ССО).
Я ничего не знал про Ефимова, но в тот же день в «Космопорте» встретил Александра Латкина (бывший вице-губернатор Самарской области, в 1980 гг. трудился в комсомоле). Латкин подтвердил – да, в августе от рака крови скончался Вениамин Ефимов – человек – легенда стройотрядовского движения.
Года три назад я спросил руководителя банка «Солидарность», а когда-то секретаря комитета комсомола Куйбышевского Политехнического института Олега Синицына, как он считает: не пришло ли время писать про комсомол 1980 гг. Руководитель банка «Солидарность» подумал: «Да, нет, наверное, еще не пришло…».
И когда же оно придет это время, когда народ на кладбище «Рубежное» переедет?
Студенческие стройотряды появились в Союзе сразу после падения ГУЛАГа – в 1950-х годах. Тогда народному хозяйству страны в самых «медвежьих» уголках требовались мобильные рабочие руки, а их кроме зэков не было. Со студентами же был очень кстати их настрой. Ребят, переживших страшную войну и уверенно смотревших в светлое будущее, их романтичность и желание повидать свою родину. СССР.
Первым стройотрядовским объектом стала целина. Вообще-то в ту пору, когда КПСС принимала решение о ней, единого мнения на сей счет не существовало. Тот же Вячеслав Молотов настаивал, что преображать село надо начинать с российских земель, но потом его впаяли «сталинизм» и все ресурсы кинули в Казахстан. А российское Нечерноземье умерло.
В Куйбышеве в 1956-м отправкой студотрядов на целину занимались комитеты комсомола вузов. Получавшие по разнарядке на институт 2-3 сотни путевок. Студенты записывались в драку — за романтикой хотели ехать все. На заседании комитета ВЛКСМ заявления разбирали, выбирая лучших. Командирами ехали секретари комитетов комсомола. Тронулись в мае, сессию сдавали на ходу. Студентов – медиков, которых возглавил будущий ректор мединститута Александр Краснов, провожал сам академик Тихон Ерошевский. Для студентов Куйбышева был заказан целый эшелон. Вагоны товарные, без туалетов. На остановках девочки и мальчики разбегались в кусты, в разные стороны. Питались в дороге кусками.
Приехали медики в Кустанай. Первое впечатление: «Наш совхоз — Амангельды. Работы нет и нет еды».
Сразу врубились в работу — строили саманные дома, бани, для себя ставили шалаши и палатки, но в основном бились за урожай Работали день и ночь, и не плакали, а сеять пришлось вручную. Ни одной травмы и потери у медиков не случилось, хотя степные пожары были страшные — горели целые поля. Убежать человеку невозможно. Помогли стоявшие рядом военные, в пожар выкопали траншею — это было единственное спасение. А у соседей из куйбышевского гидротехнического института (так назывался нынешний Куйбышевский государственный архитектурно-строительный университет) были потери — машина на ходу с ребятами перевернулась. Кроме того, народ косила страшная азиатская дизентерия с последующей слепотой.
Земля отблагодарила студентов урожаем. Такого количества хлеба они потом не видели нигде. Ометы из соломы в высоту достигали 2-3 м, в длину полкилометра Железная дорога не успевала вывозить хлеб, потом пришла команда — держать зерно местах. И оно пропало. Но государство платило щедро — хлеб госпредставитель принимал так: измерит длину и ширину хлеба на глазок и рассчитывает. Совхоз Амангельды сразу разбогател. Его директор, когда пошли деньги, кормил ребят как на убой, а потом выручил. Осенью дал наличные деньги Краснову: «Спасай народ, когда подадут эшелоны неизвестно, может к Новому году, а у меня денег куры не клюют. Бери любой вагон — купейный, плацкартный, отправляй студентов!» Так и сделали — всех студентов отправили в ноябре. Порциями. А у власти до студентов руки не доходили — задача была вывозить хлеб. Вообще директор мудрый был украинец. Часто брал Краснова с собой на поля. «Саша пошли». Тот недоумевал, мол, зачем? «Пригодиться в жизни». Однажды поехали ночью смотрят — юрты казахские и трактора расширяют пашню, прут на прямо на них. Оттуда вышел аксакал лет 80, за ним десятка два детей. Встали на колени: «Алла, куда идете, зачем? Неужели думаете, что мы дурнее вас? Вы губите землю, это же не земля, а зола! Если и даст урожай то только на этот год, а на будущий здесь ничего не будет. Разводите скот, птицу».
В 1956-м вооруженный идеями партии Краснов думал, ах старик такой — сякой, мешает, прямо под трактор ложится. А директор ничего не говорил — он понимал, что казах прав. Трактористы старика оттащили, юрту сломали, казахов в машину и переселять. Потом стал Краснов присматриваться к земле — действительно зола — ветер все разносит, а внизу камень. Эта земля давала пищу для верблюдов, которые ее и притаптывали. В следующем 1957 г. урожая на целине уже не было.
В 1956-м заработали ребята за 8 месяцев хорошо. Ехали нищими, вернулись — кто костюм купил, кто пальто, кто шляпу. Цивильное пальто у студента в то время была редкость — все, кроме стиляг ходили, в шинелях и гимнастерках. А еще проблема была где купить одежду, поэтому одевались по дороге — в Челябинске, он лучше снабжался. Александр Краснов вернулся в Куйбышев 6 ноября — пришел на демонстрацию, поглядел — все его ребята модные. Да и сам командир тогда купил и пальто и костюм. А еще его медалью наградили «За освоение целины». В 1957-м медики в Казахстан уже не поехали — отправились в Челябинскую область. Стало поменьше людей, да и энтузиазма. В Челябинске больше строили. Хотя попасть в линейные отряды можно было только по конкурсу.
Между собой покорители целины и потом поддерживали отношения — через нее прошли все секретари комсомола вузов Куйбышева. А целина наложила отпечаток на все последующее стройотрядовское движение — до 1985-го центральный штаб ССО не признавал отряды до 20 человек. И напротив приветствовал стройотряды в 200-300 бойцов.
продолжение завтра
Спасибо. Очень интересно. Продолжение будет?
да, завтра 🙂
Добрый пост. Интересно.
Да какие у Вас друзья «сурьёзные» — А. Латкин, например. Спасибо, Игорь, интересно очень.
Эксклюзив, считайте:))
Еще и Гридасов! Знаете, Игорь, я с ним работал в последней предвыборной кампании главврача Владимира Диамидовича Середавина в губ. Думу. Но тогда мы проиграли выборы.
Толковый товарищ, господин Гридасов!
Латкин — не друг, хороший знакомый. Он и в комсомоле старше всех был, уже после армии, а мы пацаны. Потом вообще на вечерний ушел — ему руководство вуза навстречу шло по вопросам «учебы».
А Гридасов — трудяга, пахарь, умница. Других слов и не подберешь — всю жизнь почти прожил в хрушевке.
Вам на выборах тогда очень здорово подложил «свинью» Михаил Анисимов, который до этого позиционировался как друг Середавина, а потом пошел против него.
Там еще один был их товарищ — Едриков, он вместе с Анисимовым одно время в администрации Кировского района работал — вот он тогда кипел по поводу поступка Анисимова…
Насчет Латкина понятно.
По поводу Гридасова согласен.
А вот этих подводных течений по выборам уже не помню. Но скажу, так как времени прошло уже много.
Занимались только полиграфией и СМИ. Единственное, что вспоминается — это наши тексты для выступлений Середавина. Готовили тексты мы сообща. Показывали Середавину. Тот нас хвалил.
А потом выходил на встречах с избирателями, откладывал наши тексты в сторону и рассказывал о своих конкурентах в самых лучших красках. А потом добавлял: «Ну и я тоже иду по этому округу».
В итоге победила по округу № 5 Кировского района — Светлана Кузьмина.
Эх, Середавин, настоящий был человек (!), почетный волжский казак, одно слово.
я к современным казакам не очень, хотя и среди них попадаются такие как Середавин, как Саша Пахомов (который на Проране турбазой руководил)
а Середавин — да, хороший был мужик, спас больницу как комплекс в 1990 гг. — легко могла пойти по пути Диагностического центра, самое трудное время тогда было
и кадры тоже грамотно подбирал
Да-да, согласен полностью.
Игорь! Хорошо, что ты вспомнил Виктора Шатунова.
Среди целинников был и незабвенный Ленар Васильевич Храмков.
Среди стройотрядовцев — Володя Ненашев. Вообще все комсомольские командиры 60-х-70-х активно участвовали в стройотрядах. У собирателей значков была даже тема — стройотряды. Помню, подбирались наборы значков ССО по годам.
Храмкова в последние годы жизни в информационнном плане Яровой как-то задавил — я про него и не вспомнил (каюсь)
а то что значки коллекционировали — помню людей, увешанных ими 🙂
… 5 часов блуждала по сети, пока не вышела на ваш блог Думаю, здесь останусь надолго!
прошу прощения за опечатки…. очень маленькая клавиатура у PDA!