Машстрой: между лагерями и комендатурой

IMG_2872

главная улица Машстроя

Почему Машстрою Самары не так повезло как Безымянке?

У Безымянки были своя многократно пересказанная история, свои культовые сооружения, а вот у Машстрое вроде бы все то же самое, но как-то помельче.

ИМХО, что причина таких вещей в землячествах.

IMG_2859

школа на ул. Промышленности

Авиационные заводы Безымянки во многом обязаны Воронежу и Восточной Украине, подшипниковые заводы – Москве.

Именно эти города сложили самые сильные землячества в Самаре, двинувшие своих людей во власть: воронежское и московское.

В итоге — где находятся улица Воронежская, Московское шоссе, Воронежские озера – знают все горожане.   

IMG_7030

двери не закрыты, но на окнах - решетки

А вот то, что в Самаре есть улицы Тульская (частный сектор Толевого поселка), Артемовская (маленькая улица параллельная Гагарина)  и Серпуховская (частный сектор Куйбышевского района) мало кому известно.

IMG_2878

от кого закрываться?

 Между тем, своим рождением и своими кадрами поселок Машстрой обязан именно заводам Артемова, Тулы и Серпухова.

Которые не только направили сюда ценные кадры и материальные ценности летом 1941 года, но добавляли людей уже и после войны.

IMG_7015

а ведь здесь раньше жили люди

Вот что рассказывает на это счет сайт завода Металлист:

 Артемовские строители прибыли в наш город 10 июля 1941 г. Им пришлось осваивать площадку, где незадолго до этого началось сооружение машиностроительного завода. (этот район люди… называют «Машстроем»). Несколько бараков и недостроенных домов, уложенные под будущие корпуса фундаменты, которые пришлось взрывать, так как они не соответствовали проектам, и закладывать новые — вот все, что здесь было.

IMG_2923

ближе к ул. Победа

От Машстроя до старого Безымянского рынка тянулось чистое поле, а в сторону города, там, где сейчас пролегла ул. Гагарина, зеленели Черновские сады.

Жить приехавшим было негде… В короткий срок вырос городок на 120 палаток. Здесь и поселились строители… Лето 1941 г. было сухое, жаркое. Пыль висела в воздухе, застилая небо. Никто не жаловался на трудности… Еще труднее стало, когда наступила осень. Пошли дожди. Вся территория Машстроя превратилась в сплошное месиво непролазной грязи. От проходной будущего завода до Нижнего поселка (там, где… клуб «Заря») сделали из досок деревянные тротуары. Одновременно со строительством завода надо было заботиться и о жилье. Из прифронтовой полосы начали прибывать эшелоны с оборудованием и людьми Тульского завода, предприятий Венюкова, Коврова, Москвы.

IMG_2909

а когда-то здесь были землянки

Приближалась зима. Спешно были построены 54 большие двух-, трехъярусные землянки, строились бараки, шлакоблочные дома.

На месте нынешнего парка «Дружба» появился еще один палаточный городок. До глубокой зимы здесь жили бойцы строительных батальонов… Железные печки в палатках нещадно коптили. Утром стройбатовцы не узнавали друг друга: все были в саже и копоти. Вышли умываться, а в бочках вода промерзла.

Кстати, в тыловых районах СССР в частях стройбата очень часто числились бывшие граждане Польши, проживавшие в районах Западной Украины и Западной Белоруссии (в конце войны в том месте, где потом был разбит парк «Дружба», находились лагеря немецких военнопленных, строивших Черновское шоссе).

IMG_2902

на самом верху цивилизации

Эвакуированные в Куйбышев оказались в тяжелейших условиях. Не было жилья, воды, света, дров. Рабочих распределяли по профессиям и цехам. Бытовые вопросы решались просто: комендант указывал землянку, где предстояло жить, выдавал чехол для матраса, одеяло. Привозили солому, делали постели. Землянки были переполнены, отапливались опилками. Расселяли прибывших и по школам, административным зданиям. http://www.metallist-s.ru/about_history.htm

IMG_2893

об этом даже не мечтали

Тогда же в 1941 г. по информации сайта Общественный транспорт Самарской области после запуска осенью трамвайной линии по Черновскому шоссе (ныне пр. Гагарина) появилась трамвайная остановка «Машстрой». 

На Машстрое как охраняемом режимном объекте была и своя спецкомендатура, в которой служили милиционеры, переведенные из Тамбовской области.

IMG_7025

пик Машстроя (слева кафе "Ивушка" - место счастливых воспоминаний)

 Еще одни воспоминания о «Машстрое» оставил бывший председатель Кировского райисполкома г. Куйбышева Николай Суруганов:

Если ехать на Безымянку по проспекту имени Гагарина, то по левую руку в просветах между современными многоэтажками можно видеть убогие домики… В октябре 1941 года они были единственными жилыми постройками поселка. Тут ютились семьи рабочих и инженеров-оружейников тульских и серпуховских заводов. В них эвакуированные размещались в каморках по 2-3 семьи. Память… сохранила дробный стук скорострельных авиапушек и крупнокалиберных пулеметов. Так проверялась продукция завода «Металлист». Подземного тира еще не было, а предприятие размещалось в непосредственной близости от Нижнего и Верхнего поселков Машстроя.

продолжение поста о Машстрое завтра

26 responses to “Машстрой: между лагерями и комендатурой

  1. Авиационных завода было два, 1-й (Московский) и 18-й (Воронежский). Дома на Безымянке до сих пор носят имена городов своих первых жителей: московский, воронежский, смоленский,… Интересно, а памятник Маяковскому за Ивушкой сохранился?

  2. про памятник пост и фото в воскресенье 🙂

    а завтра будет пост как бальзам вам на сердце — инженеры с Машстроя (техническая элита заводов), фанаты охоты и рыбалки на реке Самара

    • Металлист — эпизод из жизни. В 1992-93 пытался помочь Плотникову вырулить. Но Титов на свой картофельный проект поставил Сутулова и стали они варить комбайны и зерносушилки вместе с жаровыми камерами.

  3. Интересная точка зрения самих туляков на проблему образования землячеств. Вот что пишет city-rat.livejournal.com
    В принципе Тула город весьма мещанский, исторически так сложилось (дворян минимум, а рабочие все зажиточные, в советские времена традиция продолжилась). Но тем не менее, судя по Москве, к образованию землячеств по сравнению с другими провинциалами не склонны, самодостаточны. В Москве, впрочем, играет роль географическая близость «малой родины».

  4. Памятник Маяковскому отсутствует уже лет семь, Поначалу ходил слух, что его отвезли на реставрацию

  5. со слов моего отца , того-самого тульского оружейника. разумеется без дат за давностью.

    Зима 19421-42г. Сначала из Тулы отправили станки и оборудование , затем отправили спецов . Но как : станки поехали поездом а работягам приказали добираться кто как может , но не позднее двух недель. И вот мой отец и ещё 10 человек «на перекладных» пошли в Куйбышев. Из этих одиннадцати я лично знаю ; Д. Артёмов (дядя Митя , здоровенный и угрюмый) , Пал Семёныч Егоров (дядя ПАша , жуткий весельчак) , Доброхотов Аркадий (в его сарае мы хранили картошку)
    и «Черномор» (забыл как его звали). Приходилось иногда и в стоге сена ночевать , где на попутке , где на «товарняке». У отца было осеннее пальто и модная финская фуражка , которые отец вскорости поменял на шапку и тулуп. Отец говорил смеясь-» Патрули , грит , достали — шмонали с особым пристрастием только меня!». В 2 недели уложились и сразу в работу по 14 часов в сутки . станки уже стояли (работали зэки) а крыши не было. Снег , мороз ; телогрейку приспустишь , что-б руки к ручкам не примерзали и вперёд. Жили в земляках на нарах с буржуйках. Почти каждое утро один , двое замерзали насмерть. Много было тех , кто наносил себе увечья , что-б маленько отлежаться. Только они быстро исчезали и все знал куда. Из тех , кого я знал и кто , разумеется выжил — это были здоровенные широкоплечие мужики (кроме Доброхотова) , мож поэтому и выжили. вот пока так.

    • очень серьезные воспоминания — неужели за членовредительство на заводах сажали?
      а где хоронил своих Машстрой — мужики не рассказывали?

  6. сажали или поначалу предупреждали зависело от квалификации. спецов наказывали по-первости , а всяких подсобных быстро… про кладбища не знаю. а вообще , по дороге на рыбалку и с рыбалки ( особенно когда после стакана ) я , пацаном, наслушался от заводских мужиков таких историй , про войну и не про войну …!!! скАжите ; ну-у-у , рыбаку соврать что два пальца… может , может быть , но и десятой доли хватило-бы , что-бы потом долго не спалось.

  7. а вот очень даже не байка.

    1969г .Захожу к отцу в 28 цех в обеденный , привет , привет (часто забегал к нему в каптёрку) . у отца в цехе стояли огромные круглошлифовальные станки , шлифующие каленвалы. огромные такие и именно от них , от горевшей эмульсии , в цехе было всегда темно даже при ярко горящем свете. вот эти станки шлифовали каждый день в две смены по корзине этих самых валов. по моим прикидкам примерно штук 40 в смену. спрашиваю у отца , дескать давно линия эта работает ? говорит аккурат после войны поставили. говорю , и что каждую смену по корзине ? говорит да , а что? да я тут как-то , говорю , посчитал — получается ; 40 в смену , в две 80, в неделю 400 , в год 4800 , за 30 лет 144000 !!! отец слегка обалдел , но ничего не сказал. а вечером дома говорит ; » Подведёшь ты нас Санёк под монастырь! итак , грит , мужики косятся , ты со своим мальцом Филипыч поосторожней. больше я уже ничего не считал и любопытство своё возродил только после армии.

  8. интересно : я после того , как нас четверых (могу перечислить фамилии и имена ) отчислили из Куата (куйб.авиац. техникум) за драку , перевёлся на 5 курс техникума при «металлисте» , на нём -же и работал в 10 цехе. из 10 цеха я ходил через все цеха беспрепятственно. начальником 17 цеха был мой родной дядька Иван Георгиевич Митрошин. и вообще мне казалось тогда , что я знал всех. мы тогда часто выступали в худ. самодеятельности и были на заводе весьма популярны , потому-как брали 1 места на конкурсах от профкома. да , были и такие конкурсы ребята. и проходили они в клубе «Заря» при полных залах , во как ! ))

    • а я то раньше думал — как был проделан путь с Машстроя в лабухи Волги?
      теперь ясно
      а не помните банду гастролеров, летом 1991 г. они в Волге снимали барышень, подливали клофелин и все выносили из дома?

  9. ув. Игорь , я с 1980 уже в Москве живу , и новейшая история уже Самары а не Куйбышева от меня отчалила. хотя когда еду в Самару к друзьям и родственникам , то на вопрос куда отвечаю — домой , а откуда — из дома.

    • в Москве сохранили в памяти все, связанное с Машстроем?
      здорово
      а что за история Сердобова, она где-то выложена в сети?

      вы на джазе теперь специализируетесь?

          • к сожалению правда. причём чем «грязнее» исполнение — тем больше «парнос» или «файда» т.е. денег. нас уже тогда этот «феномен» не удивлял.

          • с высоты прожитых лет — в чем было очарование Машстроя 1960-1970 годов, ведь он здорово отличался от Безымянки
            и еще — парк и кинотеатр Дружба — расскажите неформально про них

          • но мы старались держаться «на уровне» , иначе хрон.алкоголь и быстрый конец. многие музыканты (и какие!) заканчивали на помойке.

          • ув. Игорь , самое главное очарование машстроя было в том , что МЫ ТОГДА БЫЛИ МОЛОДЫ И ПОЭТОМУ СЧАСТЛИВЫ. это самое главное очарование. не сочтите за кокетство , но вспоминать на «бумагу» очень (как-бы это сказать-то) … чёрт очень волнительно. может попозже.

          • было что-то еще кроме молодости — какой-то микроклимат
            может райком туда 5 копеек вносил или музыкальный и книжные магазины, трудно сформулировать
            может эти высотки вокруг сквера Маяковского

            сам я рос в районе Черновских озер — школу 170 закончил в 1977 и Машстрой не был для нас пустым звуком, помню парк немного — из него отправляли в армию, клуб — детские зимние утренники и площадь
            но было что-то еще

  10. а про самарские кабаки эт отдельная история. она отчасти написана одним из самарцев Сердобовым , но у меня другой взгляд на эти фабрики по отъёму денег у населения.

Ответить на luluislander Отменить ответ