Описывая лагерь для немецких военнопленных на Южном проезде Самары (Толевый -3), я обещал рассказать и о другом историческом месте в Самаре, где бывшие солдаты вермахта искупали свою вину перед СССР. Неожиданном для всех месте.
Называю его — это Проран. Поселок на острове Поджабном напротив Самары, где в начале 1950-х гг., в период строительства Куйбышевской ГЭС им В. Ленина, немцами велись работы по берегоукреплению острова, со стороны выходящей на областной центр.
Это берегоукрепление сохранилось и по сей день в виде аккуратно (с немецкой педантичностью) выложенной камнями набережной.
Конечно, сегодня немецкая работа более чем 50-летней давности изуродована нашими согражданами, но представление о европейской точности, с которой один камень подогнан к другому, можно получить и сейчас.
Жили пленные немцы как и на Южном проезде в добротных двухэтажных домах, сосредоточенных в правильном четерыхугольнике.
Кроме деревянных домов сохранились и каменные дома, функции которых видимо разнились.
В одних могла жить охрана, а другой высокий дом — выполнял роль сторожевой башни (хотя я думаю на острове немцы были расконвоированы)
На местном кладбище Прорана следов немецких могил не сохранилось и поскольку дело происходило уже в начале 1950-х гг. хочется надеяться, что летальных исходов среди пленных было немного, хотя по идее захоронения все равно должны где-то быть рядом.
Рассказал мне историю про немцев на Проране в самом начале «нулевых» Александр Пахомов, руководившей одной из туристических баз, работавшей на Проране от Волжского Казачьего войска.
Сперва я не придал значения этой информации, но сравнив Поджабный с Южным проездом, понял, что Александр был прав. При этом у Пахомова была информация, что камень для острова завозили откуда то из Германии, чуть ли не из Нюрнберга.
А в общем, Проран равно, как и Самара в целом, заслуживает изучения роли военнопленных немцев в обустройстве нашего города в 1940-50гг, только, как мне кажется, многие памятники из этого ряда скоро могут погибнуть при прямом содействии коммерческих структур близких к первым лицам горадминистрации.
продолжение поста Следы Гитлера и Шпеера в Самаре (остров Поджабный).
Записка о Природном парке на имя Артякова уточнила информацию Пахомова о военнопленных на острове : После ВОВ на территории острова несколько лет трудились около 30 австрийских военнопленных, прокладывавших продуктопровод «Куйбышев-Брусяны-Ужгород».